21 ноября 1935 г. — Докладная записка руководства группы по военно-морским делам Комиссии партийного контроля в ЦК ВКП(б) о неудовлетворительной работе Главного военно-мобилизационного управления НКТП СССР по руководству военной промышленностью
Докладная записка руководства группы по военно-морским делам Комиссии партийного контроля в ЦК ВКП(б) о неудовлетворительной работе Главного военно-мобилизационного управления НКТП СССР по руководству военной промышленностью¹*
С тревогой приходится констатировать, что на фоне исключительных успехов ведущих отраслей нашей промышленности, в обстановке широчайшего движения рабочих масс за невиданные показатели в производительности труда и качестве продукции, отрасли промышленности, обеспечивающие вооружение РККА, не только не идут в ногу с этими величайшими достижениями, а наоборот — позорно отстают, срывая мероприятия правительства по современному техническому оснащению Красной армии. На последнем заседании КО правительству докладывалось о неудовлетворительной работе авиационной промышленности, сорвавшей перевооружение в 1935 г. нашей авиации новыми типами самолетов. Перед этим правительству докладывалось о полном провале в производстве аккумуляторов, срывающих боеспособность наших подводных лодок. Ныне мы вынуждены докладывать о совершенно неудовлетворительной работе промышленности, снабжающей РККА артвооружением.
По данным ЦСУ, за 9 месяцев с. г. военная промышленность выполнила всего 44,8% годового плана по военной продукции, в то время как по мирной продукции этими же заводами выполнено 70% годового плана. Но это лишь средние цифры. Положение на отстающих участках еще более неудовлетворительное. Например, Патронно-гильзовым трестом за 9 месяцев годовой план выполнен всего на 26,7%, Снарядным трестом — на 35,1%. По отдельным же видам военной продукции, и при этом исключительно важным, промышленность за истекшее время вообще ничего не поставила. Так ничего не сдано по крупнокалиберной артиллерии (мортира Б‑4 и пушка Б‑10). До сего времени не налажено производство ШВАКа. Из-за отсутствия соответствующего взрывателя не сдаются авиационные фугасные бомбы. Военно-морские силы остаются без снарядов для борьбы с подводными лодками и т. п.Это за 9 месяцев 1935 г.
На 1 ноября с. г., то есть за 10 месяцев, положение почти не изменилось. Вот данные по наиболее отстающим видам артиллерии: завод им. Молотова — при годовом заказе в 111 шт. 120‑мм гаубиц должен был поставить за 10 месяцев 63 шт., поставил 0; 152‑мм мортир должен был за 10 месяцев поставить 20 шт., поставил 8; 152‑мм гаубиц образца 1934 г. должен был поставить 18, поставил 3. По модернизации артиллерии выполнение за 10 мес. характеризуется следующими данными: по 76‑мм пушке сдано 522 шт. вместо 1014 шт.; по 107‑мм — сдано 72 вместо 126 шт.; по 122‑мм гаубице — вместо 39 шт. сдано 8; по 152‑мм гаубице вместо 14 сдано 7; по 152‑мм пушке — вместо 29 сдано 15. Еще хуже обстоит с выполнением за 10 месяцев заказа по выстрелу. За 3 последних месяца (август, сентябрь, октябрь) по мелкому калибру должно быть сдано 1833 тыс. снарядов, сдано — 265 тыс., или всего 12%. По среднему калибру (включая 152 мм) вместо 801 тыс. сдано 54,5 тыс., или 6,8%. По крупному калибру при годовом заказе в 3 тыс. выстрелов поставки равняются нулю. По авиабомбам вместо 19 тыс. т сдано всего 317 т. ГВМУ до сего времени не сумело наладить комплектное производство выстрела. Особо ярко свидетельствует об этом следующий пример: при годовом заказе на зенитные снаряды в 1568 тыс. шт. на 1 ноября их было изготовлено 165 тыс., а гильз к ним было изготовлено всего лишь 5 тыс. шт.
Подобное положение с выполнением программы 1935 г. на заводах военной промышленности создалось вследствие того, что ГВМУ (т. Павлуновский) плохо ими руководит. Никакого ведущего, планового, оперативного и конкретного руководства ГВМУ не осуществляет. Бумажные приказы, дерганье директоров по отдельным прорывным участкам, игнорирование их письменных запросов, ругань при вызовах к себе, бестолковые совещания, «ударные» мероприятия по вопросам, по которым уже «грянул гром», т. е. которыми уже заинтересовалось правительство, — вот методы руководства ГВМУ. Руководящие работники бывают на заводах очень редко, а на некоторых вовсе не бывают. На таких важнейших заводах, как «Баррикады», им. Молотова (быв. Мотовилихинский) несколько последних лет не было никого из руководящих работников ГВМУ. Что же касается снарядных заводов, заводов взрывателей и др., то они вообще руководством не посещаются.
Техническое руководство заводами со стороны ГВМУ совершенно неудовлетворительное. Это ярко характеризуется тем, что до сего времени нет разработанного технологического процесса по производству обыкновенной трехлинейной винтовки, вследствие чего на Подольском заводе ее никак не могут освоить. О неудовлетворительном техническом руководстве говорит и недопустимое затягивание перехода военных заводов на чертежи литеры “Б”.
Неудовлетворительность руководства ГВМУ особо сказывается в отсутствии планирования и контроля за работой кооперированных производств. Междузаводские заказы, некомплектное и несвоевременное их выполнение, недоснабжение заводов металлом и другими материалами являются одной из основных причин невыполнения программы по целому ряду заводов. Некоторые директора заводов распоряжение ГВМУ по междузаводским заказам упорно игнорируют, срывая работу своих заказчиков. Так например, завод им. Молотова (т. Премудров) систематически дезорганизует работу завода № 8.
Неумение ГВМУ руководить кооперированными заводами особо ярко выявилось в срыве выполнения постановления СТО от 5 августа с. г. о сдаче НКОбороны выстрелов только комплектно²*. Произведенной проверкой было установлено, что ГВМУ не сумело добиться комплектного производства элементов выстрела, в результате чего была почти приостановлена сдача их НКО. Снаряжательные заводы Вохимтреста накопили огромное количество взрыввеществ и готовой продукции в силу того, что заводы ГВМУ не поставляли гильзы, взрыватели, корпуса снарядов по ряду калибров и корпуса аэробомб. Невозможность сдавать продукцию НКО из-за некомплектности поставила снаряжательные заводы в исключительно тяжелое финансовое положение и создала недопустимо опасное положение, т. к. на их территории скопилось огромное количество взрыввеществ, не вмещающихся в складские помещения. В результате пришлось в нарушение постановления СТО от 5 августа с. г. НКОбороны принять на хранение в свои склады находящиеся на заводах излишки взрывчатых веществ и снаряженной, но неукомплектованной продукции. Безобразное положение с выполнением постановления СТО от 5 августа с. г. о сдаче НКОбороны скомплектованных выстрелов не изжито до сих пор.
ГВМУ является в то же время учреждением, на которое возложена мобилизационная подготовка всей тяжелой промышленности. Если плохо дело обстоит с руководством текущим производством, то с руководством по мобготовности промышленности дело обстоит совершенно нетерпимо. Достаточно сказать, что в промышленности до сего времени действует мобплан М‑3, срок действия которого истек еще в мае 1935 г. Но и в этом устарелом мобплане имеются «узкие места», делающие его нереальным. Мобработа в ГВМУ фактически целиком передоверена т. Крожевскому, который с нею явно не справляется. Подготовка к выполнению мобплана М‑3 на заводах совершенно неудовлетворительна. Директора заводов в подавляющем большинстве занимаются мобработой лишь формально. Достаточно сказать, что из проверенных нами 49 заводов, предназначенных к производству снарядов и авиабомб, 14 заводов вовсе не обеспечены соответствующим контрольно-мерительным инструментом и приспособлениями для их производства в военное время, 21 завод обеспечен ими на 25%, 8 заводов — на 50‑75%. Проверкой установлено, что на целом ряде заводов (Уралмаш, Ростсельмаш, «Красный Профинтерн», Московский велозавод) закладывался в мобзапас явно бракованный контрмерительный инструмент и приспособления.
Эта краткая, далеко не исчерпывающая характеристика деятельности ГВМУ и его руководителя т. Павлуновского вполне достаточна, чтобы говорить о полнейшем неблагополучии с руководством военной промышленностью. Нам думается, что наряду с рядом практических мероприятий по заводам военной промышленности необходимо срочно провести следующие организационные мероприятия:
1. Выделить из ГВМУ работу по мобилизационной подготовке промышленности в специальное мобилизационное управление, подчиненное непосредственно наркому, возглавив его крупным военным мобилизационным работником.
2. Вместо ГВМУ, не справившегося с обеспечением армии артвооружением, организовать два главка в системе НКТП — а) главка по артиллерии и танкам и б) главка по выстрелу.
Член бюро Комиссии партконтроля, руководитель группы по военно-морским делам Н. Куйбышев
Член Комиссии партконтроля, зам. руководителя группы по военно-морским делам Н. Березин
Примечания:
¹* Докладная записка послана также в СТО СССР, НКТП СССР и НКО СССР.
²* ГА РФ. Ф. Р‑8418. Оп. 28. Д. 7. Л. 71.
АП РФ. Ф. 3. Оп. 46. Д. 336. Л. 133-138. Подлинник.