9 июня 1934 г. — Докладная записка главного конструктора ОКБ-1 Главного артиллерийского управления РККА Л. В. Курчевского секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину и наркому тяжелой промышленности СССР С. Орджоникидзе о вооружении военной авиации
Докладная записка главного конструктора ОКБ-1 Главного артиллерийского управления РККА Л. В. Курчевского секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину и наркому тяжелой промышленности СССР С. Орджоникидзе о вооружении военной авиации
В настоящее время благодаря отсутствию в руководстве нашей военной промышленности четко осознанной и проводимой доктрины, мы стоим перед фактом, что на вооружении ВВС нет современных самолетов при наличии массового производства моторов в большем масштабе, чем где-либо в мире. Ряд заводов, сейчас производящих устаревшие типы самолетов (И‑5, И‑7, Р‑5), не имеет программы и объектов для работы в 1934‑1935 гг. Моторные заводы как, например, наиболее мощный и налаженный завод № 26, должны работать в 1935 г. на склады за неимением современной машины под мотором 17. Вопросы вооружения самолетов рассматриваются сейчас как задача второстепенного порядка. Заданий на проектирование самолетов по твердой обдуманной программе нет, вследствие чего многочисленные кадры авиационных конструкторов, распыленные по заводам, заняты вопросами не всегда первостепенной важности, и делается много машин, заведомо не обладающих нужными данными. Самолет, как и корабль, должен строиться под вооружение для боя, а не вооружение пристраиваться к случайному самолету.
В настоящей своей стадии развития, и особенно в ближайшем будущем, только артиллерийская авиация дальнего боя имеет право на существование. Это положение признано в Америке и на Западе, и только у нас руководство ВВС (выступление т. Хрипина 8 июня 1934 г. у т. Тухачевского) до сих пор исходит из «опыта мировой войны» с мелкокалиберным пулеметом, отрицая дальний огонь и артиллерийскую авиацию. Необходимо:
1. Поставить себе определенную задачу, подчинив ей все усилия, дисциплинировав работу конструкторских бюро и заводов для быстрейшего достижения поставленной цели.
Для этого: а) разработать систему опытного и валового самолетостроения, исходя из идеи дальнего и мощного артиллерийского огня; б) основные работы по арт. самолетостроению, их вооружению и оснащению приборами и прицелами сосредоточить на заводе № 38, создав для этого не менее трех рабочих бригад и одной научно-теоретической на базе лаборатории Академии ВВС; в) пересмотреть план сейчас проводимых работ по опытному самолетостроению и за счет освободившихся мощностей усилить бюро завода № 38 и переключить работу других конструкторских бюро на артиллерийские самолеты; г) для оснащения артсамолетов приборами управления огнем и прицелами усилить приборную группу завода № 38 и привлечь к работе завод «Электоприбор»; д) всемерно использовать пушечную эскадрилью (т. Сузи) из самолетов «ЗЕТ» для получения данных о действительности артогня и методов управления огнем, для чего немедленно перебросить эскадрилью на озеро в г. Переславль и создать там необходимую обстановку.
Предлагаемые типы артсамолетов
1. Одноместный пушечный истребитель, вооружение — два 76‑мм ДРП, или два 45‑мм ДРП, или два ШВАКа + ШКАС. Моторы «Райт-Циклон» или М‑34. Скорость — 370‑425 км/час.
2. Двухместный легкий разведчик, он же истребитель бомбардировщиков. Моторы М‑34 или М‑17. Скорость 350‑400 км/ч. Вооружение две 76‑мм ДРП или 80‑мм. Реактивные автоматы ШКАС или ШВАК для обороны (в двух вариантах разведчик-истребитель путем замены элементов крыла).
3. Дальний разведчик, он же легкий бомбардировщик-истребитель бомбовозов — крейсер сопровождения с наводящимися пушками, он же летающая батарея для обстрела земных целей из орудий. Вооружение — одна 100‑120‑мм ДРП и два ШВАКа для обороны или одна автоматическая 130‑150‑мм автоматическая система для реактивных снарядов и два ШВАКа или два мотора М‑34, скорость 300‑320 км/ч. Или два-четыре 76,2‑мм наводящихся ДРП.
4. Для морской авиации необходимо иметь два типа новых машин: а) легкий разведчик с вооружением двумя 76‑мм пушками ДРП и ШКАСами со скоростью 230‑300 км/ч. Мотор М‑34; б) двухмоторный дальний разведчик или легкий бомбардировщик, т. е. третий тип на поплавках. Роль тяжелого бомбовоза, как и для сухопутия, может исполнить машина типа ТБ‑3.
Следует помнить, что самолеты должны строиться для боя и поражения противника и что быстроходный, но безоружный самолет нужен только для спорта и рекорда. И хотя вооружение самолета задача не простая и покупается ценой понижения скорости и летных качеств самолета, безоружный самолет нужен только один день в году — 1 мая. Никому еще не приходило в голову строить корабли для боя, но без пушек. Это делает ВВС. Мы можем создать воздушный флот самый сильный в мире, надо только знать, что делать, и уметь правильно распределить силы.
Отдельные и сугубо важные значения имеет вопрос боевой жизненности самолетов. У нас сейчас по этому вопросу никто не работает. Самолет типа ТБ‑3 может быть сбит одной зажигательной пулей 7‑мм пулемета. Между тем вопросы вооружения и жизненности самолета в бою важнее скорости. Немцы имели в Ютландском бою¹* более тихоходные, но лучше сконструированные и лучше ориентированные корабли и, искусно маневрируя и хорошо стреляя, нанесли большие потери вдвое сильнейшему противнику.
Настоящий боевой самолет ближайшего будущего — это рационально вооруженный мощной артиллерией с приборами управления огнем, несбиваемый (относительно) и способный к мощной атаке на больших дистанциях как воздушных, так и земных целей, а равно и к действительной обороне от самолетов противника. Надо иметь такое вооружение, чтобы, не боясь нападений, пойти и выполнить поставленную задачу.
Курчевский
Резолюция: «Членам Комиссии обороны: тт. Молотову, Сталину, Кагановичу, Ворошилову, Куйбышеву, Орджоникидзе, Тухачевскому, Алкснису, Куйбышеву Н., Хаханьяну. Несмотря на слишком смелый тон записки т. Курчевского, следовало бы, по-моему, обратить внимание на изложенные в ней предложения. И. Сталин. 16 июня 1934 г.».
Примечание:
¹* Ютландское сражение (31 мая — 1 июня 1916 г.) произошло между английским и германским флотами у полуострова Ютландия в Северном море. Англичане имели подавляющее превосходство в силах. Английские линкоры превосходили германские в скорости, но уступали им по бронированию и надежности. Обе стороны не достигли своих целей. Ютландское сражение показало, что идея генерального морского сражения в условиях возросших боевых возможностей себя изжила.
РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 820. Л. 6-9. Заверенная копия.