9 июля 1933 г. — Постановление Реввоенсовета СССР «О минно-торпедном вооружении ВВС РККА»

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1933.07.09
Источник: 
Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1933-1937). М. 2011, стр. 129-130.
Архив: 
РГВА. Ф. 4. Оп. 18. Д. 23. Л. 259-262. Подлинник.

Постановление Реввоенсовета СССР «О минно-торпедном вооружении ВВС РККА»

9 июля 1933 г.
Совершенно секретно.

Констатировать, что торпедоносная авиация достигла во флотах империалистов значительного развития (САСШ, Англия, Франция) и проверена практически на учениях и маневрах. Вырабатываются тактические приемы торпедометания с самолетов, что держится под секретом. Между тем наш военно-морской и воздушный флот до сих пор не приступил еще по-настоящему к использованию этого нового и одного из решающих видов оружия, хотя, на основании данных разведки, конструктивные достижения в использовании торпедометания мы имеем более значительные, чем за границей (торпедометание и постановка «Вомиз» с больших высот).

В соответствии с вышеизложенным РВС СССР постановляет: придать самый быстрый темп практическому внедрению низкого и высотного торпедо-минометания в военно-морском и воздушном флоте, для чего:

I. Принять на вооружение торпеды «ВВС‑15» с присвоением им наименования «ТАВ‑15» и «Вомиза‑100» с присвоением наименования «МАВ‑1» как временные образцы до введения на вооружение более современных видов торпедного оружия (торпеда 53 см и «Вомиза‑250»),

II. Начальнику ВВС РККА: 1. Немедленно выделить для специальной боевой подготовки по использованию минно-торпедного оружия следующие части: на морских силах Балтморя — 121 тяжелую эскадрилью — 12 самолетов ТБ‑1а, на морских силах Дальнего Востока — 1 тяжелую эскадрилью — 12 самолетов ТБ‑1, на морских силах Черного моря, как первый этап, выделить из состава 124 эскадрильи особый отряд в 4 самолета, перевооружив его самолетами ТБ‑1а. 2. Обеспечить хранение выделенного для практического использования минно-торпедного оружия на аэродромах. 3. Совместно с УВМС РККА разработать и дать на места в кратчайший срок план и методические указания по боевой подготовке минно-торпедных авиачастей и сообщить этим частям через Штаб РККА имеющиеся разведданные по этому вопросу. Боевую подготовку проводить с расчетом закончить: к 1 августа одиночную подготовку бойца по специальности в знании материальной части и аэродромной практики; к 15 августа — одиночную подготовку экипажа самолета; к осенним учебно-боевым операциям флота (сентябрь-октябрь) подготовить самолеты для действия в составе отряда. 121‑й тяжелой эскадрилье МСБМ, помимо задач собственной подготовки, отработать кадры для низкого торпедометания и провести войсковые испытания торпед низкого торпедометания и «Вомиза‑250». 4. Поставить перед промышленностью задачу приспособить Р‑5 к высотному и низкому торпедо-минометанию для действия у своих берегов.

Начальнику ВМС РККА: 1. Для укомплектования минно-торпедных авиачастей младшим начсоставом и рядовыми специалистами выделить из состава морских сил морей минимально необходимое количество специалистов для ВВС не позже 10 июля с. г. 2. Обеспечить в дальнейшем подготовку минно-торпедных специалистов в количестве, потребном для укомплектования вновь развертываемых и существующих минно-торпедных частей ВВС, в школах ВМС. 3. Учесть в плане заказов на 1934 г. потребности ВВС в торпедах и минах и в плане строительства — хранение боевых запасов минно-торпедного оружия ВВС, с последующей организацией хранения минно-торпедного запаса в системе ВВС. Согласовать с промышленностью вопрос о постановке производства 45‑см торпед и результаты внести в РВС СССР к 15 июля с. г. 4. Ввести высотное и низкое торпедо- и минометание, как один из важных элементов комбинированного удара, уже в текущем году как в Черном, так и в Балтийском море.

Начальнику Штаба РККА: 1. В контрольных цифрах сметы НКВМ и в плане заказов на 1934 г. предусмотреть увеличение ассигнований по УВМС в связи с обеспечением потребностей УВВС¹* по минно-торпедному оружию. 2. Определить дополнительную штатную норму личного состава для минно-торпедных авиационных частей и представить на утверждение народному комиссару. 3. В целях проверки теоретических расчетов в отношении действительности поражения цели и выработки тактических методов низкого и высотного торпедо- и минометания провести в сентябре т. г. 4 опытных учения на разных театрах. Начальнику Штаба РККА совместно с начальниками ВВС и ВМС дать указания об организации учений, руководство которыми возлагается на тт. Тухачевского, Орлова, Егорова и Алксниса (по одному учению).

Начальнику Остехбюро²*: Продолжать конструкторскую и исследовательскую работу над новыми образцами минно-торпедного оружия для ВВС и представить на войсковые испытания: а) торпеду 53‑дюймовую образца 1927 г. как для высотного, так и для низкого торпедометания не позднее 31 декабря 1933 г.; б) торпеду РУТ не позднее 1 декабря 1933 г.; в) торпеду 45‑дюймовую образца 1912 г. не позднее 1 декабря 1933 г.; г) «Вомиза‑250» не позднее 20 июля 1933 г.; д) «Вомиза‑250» с бреющего полета не позднее 1 ноября 1933 г.

III. Отметить исключительные заслуги Остехбюро и в особенности т. Бекаури по разработке ВВС‑15 и «Вомиза‑100». Тов. Тухачевскому, Алкснису, Орлову совместное т. Павлуновским, в соответствии с постановлением КО от 27 апреля 1933 г. установить и представить на утверждение председателя РВСС размеры премирования т. Бекаури и его сотрудников, принимавших непосредственное участие в разработке ТАВ‑15 и МАВ‑1. Объявить благодарность и наградить ценными подарками инженеров НИИ ВВС и ВВС БМ — тт. Шошмина, Проценко, Тронзе и Вейса за проявленные темпы, настойчивость и содействие в проведении всех этапов испытаний торпед и мин.

IV. Войти в правительство с докладом об ускорении постройки торпедного завода с пристрелочной станцией в Махачкале (к 1 июля 1934 г.) и реконструкции завода «Двигатель» (к 1 мая 1934 г.) с учетом производства 45‑см торпед и об отпуске 2 млн. 500 тыс. руб. для постройки 10 специальных катеров для ВВС.

Председатель РВС СССР Ворошилов

Секретарь РВС СССР³*

Примечания:

¹* Управление военно-воздушных сил (УВВС) СССР было создано приказом РВС СССР № 446/96 от 28 марта 1924 г. на базе Главвоздухфлота (с января 1925 г. — Управление ВВС РККА) и подчинялось РВС СССР. На него возлагались задачи по учебной, строевой и боевой подготовке ВВС, снабжения их специальным имуществом. По положению, объявленному приказом РВС СССР № 200/40 от 21 октября 1929 г., функции управления значительно расширились. На него возлагались: руководство организацией и развитием, комплектованием и мобилизацией, боевой и технической подготовкой ВВС, обучением и воспитанием личного состава, устройством и службой снабжения частей авиационным имуществом, развитием систем вооружения. Начальник ВВС, возглавлявший управление, подчинялся непосредственно наркому по военным и морским делам. Ему подчинялись все строевые части, учреждения и заведения ВВС в специальном и техническом отношениях. По положению о Наркомате обороны СССР от 22 ноября 1934 г. управление получило наименование: Управление воздушных сил РККА. На него, как на центральный орган НКО, возлагались: разработка планов развития ВВС и системы вооружения, материально-техническое обеспечение воздушных сил, руководство их боевой подготовкой, подготовка личного состава. В соответствии с приказом НКО № 003 от 10 января 1936 г. должность начальника Управления воздушных сил была переименована в должность начальника Военно-воздушных сил (с января 1937 г. на правах заместителя наркома обороны по ВВС), при нем состояли помощник по политической части и штаб, как орган оперативного руководства, входивший в состав Управления ВВС. По положению, на управление возлагались: руководство строительством, боевой подготовкой и комплектованием летно-технического состава, материально-техническим снабжением и вооружением ВВС РККА. Начальник ВВС нес полную ответственность за боевую, техническую, строевую подготовку, за мобилизационную готовность и специальную подготовку, боевое применение авиачастей и соединений, снабжение войсковой авиации, за подготовку территории страны для действий ВВС.

²* Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения (Остехбюро) было создано постановлением СТО СССР от 18 июля 1921 г. в Петрограде. Руководителем и организатором Остехбюро был В. И. Бекаури. Согласно постановлению СНК СССР от 3 июня 1930 г. Остехбюро было передано в ведение Наркомата по военным и морским делам СССР. Приказом Реввоенсовета СССР от 28 августа 1930 г. бюро объявлялось научно-экспериментально-изобретательским учреждением и подчинялось непосредственно наркому по военным и морским делам. Остехбюро занималось созданием новой военной техники и вооружения для РККА и представляло собой крупную научно-исследовательскую и проектно-конструкторскую организацию со специализированными отделами, лабораториями и конструкторскими бюро, с производственной и экспериментальной базами, мастерскими, заводами и др. С 1932 г. в Москве развернулось строительство экспериментального завода, а также оборудовались экспериментальные базы в городах Мытищи и Кубинка. В дальнейшем Остехбюро перешло в ведение Наркомата обороны СССР. 26 марта 1937 г. постановлением СТО СССР № 63сс Остехбюро было передано в систему Наркомата оборонной промышленности. 20 июля 1937 г. приказом НКОП СССР оно было переименовано в Остехуправление, в составе которого были созданы научно-исследовательские институты. На базе московского отделения Остехбюро был создан научно-исследовательский институт № 20 (НИИ‑20) с филиалом в Ленинграде (на базе Ленинградского отделения Остехбюро). Был также создан НИИ‑22 авиационного приборостроения, НИИ‑26. В состав Остехуправления входили: Ленинградский экспериментальный завод № 239 им. К. Е. Ворошилова, Ленинградский завод «Красный изобретатель», Ленинградская экспериментальная база с опытными судами, Онежская экспериментальная база и станция на Копейском озере, экспериментальный завод в Москве, аэродром в Подлипках, экспериментальная морская база под Севастополем. В Московском отделении функционировали лаборатории: телефугасов, сухопутной телемеханики, инженерной телемеханики, селекции, шифровальной аппаратуры, импульсной радиосвязи, самолетной автоматики и вооружения, радиолаборатория. В дальнейшем лаборатории были объединены в три отдела: радиолиний, сухопутной телемеханики и телемеханических устройств. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы проводились по созданию нового минно-торпедного оружия, трально-параванного вооружения и средств радио-телемеханического управления для Военно-морского флота; вооружения самолетов ВВС; специальной аппаратуры для войск связи и инженерных войск. После разделения Наркомата обороны на ряд промышленных наркоматов Остехуправление было передано Наркомату авиапромышленности СССР. Постановлением правительства от 31 мая 1939 г. Остехуправление было упразднено. (ГАРФ. Ф. Р‑8418. Оп. 28. Д. 6. Л. 150‑152).

³* Подпись неразборчива.

РГВА. Ф. 4. Оп. 18. Д. 23. Л. 259-262. Подлинник.