27 мая 1933 г. — Постановление СТО СССР № ЗЗсс/о «По крупнокалиберным снарядам»
Постановление СТО СССР № ЗЗсс/о «По крупнокалиберным снарядам»
1. Отметить, что после выполнения промышленностью полностью программы 1933 г. по крупнокалиберным снарядам тяжелая крупнокалиберная артиллерия будет обеспечена положенными в запасах НКВМ выстрелами на первый период войны:
а) новая сухопутная на 16% и старых образцов 280‑мм на 191% и 305‑мм на 88%;
б) новая морская 180‑мм на 40%, 305‑мм 40 кал. — на 51%, 356‑мм на 58% и старых образцов — 203‑мм на 121%, 254‑мм на 100%, 305‑мм в 52 кал. на 127%. Кроме того, в запасах НКВМ будут храниться не скомплектованными в выстрелах: а) снаряженных снарядов для сухопутной артиллерии крупных калибров 17 460 шт. и для морской артиллерии крупных калибров 3874 шт.; б) неснаряженных корпусов для сухопутной артиллерии тяжелых калибров 11 500 шт. и для морской артиллерии крупных калибров — 9082 шт.
2. Констатировать, что НКТП базирует производство крупнокалиберных снарядов на заводах «Большевик», МЗМ, «Красное Сормово», «Красный Профинтерн» и Верхне-Туринском и по номинальным мощностям этих заводов наметил удовлетворение крупнокалиберными выстрелами заявки НКВМ по МВ‑10: а) для новой сухопутной артиллерии тяжелых калибров на 13% и для старых образцов артиллерии тяжелых калибров на 23%; б) для новой морской артиллерии тяжелых калибров 180‑мм на 77%, 305 мм 40 кал. на 0%, 356‑мм на 0% и для старых образцов артиллерии тяжелых калибров 305‑мм 52 кал. на 22%, без подачи дальнобойных и осколочных выстрелов.
3. Отметить, что намеченная НКТП подача крупнокалиберных выстрелов совершенно не удовлетворяет заявки НКВМ по МВ‑10 и что даже и она является нереальной, т. к.: а) вследствие потери старых производственных навыков производство крупнокалиберных снарядов и, особенно, бронебойных не только по новым техническим условиям, но и по техническим условиям дореволюционного периода 1911 г., значительно облегченным, не освоено; б) не созданы необходимая металлургическая база и условия для получения высококачественной стали для производства крупнокалиберных снарядов; в) заводы не обеспечены соответствующей квалификации инженерно-техническим персоналом и рабочими; г) недостает необходимого оборудования для валового производства; д) текущие программы и, особенно, по снарядам, требующим при испытаниях пробития плиты, не выполняются; е) созданное в начале 1933 г. бюро при ВОАО для восстановления и организации производства крупнокалиберных снарядов хотя и развернуло работы в этом направлении, но реальных результатов еще не достигнуто.
Совет труда и обороны постановляет:
1. Обязать НКВМ тт. Тухачевского и Орлова использовать годные, хранящиеся в запасах, снаряженные корпуса для комплектации их в выстрелы — срок 1 октября 1933 г.
2. Обязать НКТП т. Павлуновского и НКВМ тт. Тухачевского и Орлова в соответствии с п. 1 — “а” и “б” произвести тщательную разбраковку нескомплектованных снарядов и годные для использования снарядить и скомплектовать. О сроках выполнения этой работы НКВМ договориться с НКТП и доложить в СТО.
3. Учитывая состояние производства крупнокалиберных снарядов и предъявляемые НКВМ технические условия для изготовления их, по которым заводы до сих пор не могут освоить производство, допустить как временную меру освоение валового производства по переходным техническим условиям от старых к современным.
В соответствии с этим обязать НКВМ тт. Тухачевского и Орлова разработать временные переходные технические условия и передать их промышленности к 5 июня 1933 г.
4. Обязать НКТП т. Павлуновского: а) в течение 1933 г. добиться валового производства крупнокалиберных снарядов по переходным техническим условиям с тем, чтобы с 1 марта 1934 г. перейти на валовое производство по основным техническим условиям; б) в течение третьего квартала 1933 г. обеспечить валовое производство крупнокалиберных снарядов необходимым оборудованием и создать условия для получения высококачественной стали, для чего снабжать металлургию завода «Большевик» и МЗМ отборными чистыми чугуном, болванками и чистыми по сере и фосфору ферросплавами и высококачественными огнеупорными материалами; в) разрешить вопрос с обеспечением Челябинского снарядного завода оборудованием, электро- и теплоснабжением и металлургической базой — срок 1 июля 1933 г.; г) закончить строительство первой очереди Челябинского снарядного завода на 15% мощности к 1 апреля 1934 г.
5. НКТруда т. Цихону и НКТП т. Орджоникидзе перебросить на производство крупнокалиберных снарядов ранее работавших на нем инженеров-специалистов и квалифицированных рабочих.
6. Для концентрации всех технических сил и единого руководства всем снарядным производством на заводах военной и гражданской промышленности реорганизовать Снарядный трест в Главное управление снарядных производств с возложением на него, кроме руководства подчиненными ему заводами: а) непосредственного руководства по установлению всего технологического процесса и рационализацией снарядного производства; б) непосредственного технико-организационного контроля за снарядным производством; в) обеспечение снарядных производств инженерно-техническим персоналом и квалифицированной рабочей силой; г) руководство всеми научно-исследовательскими и опытными работами.
7. В соответствии с п. 6 создать в Научно-исследовательском снарядном институте¹* мощную научно-техническую базу для разработки вопросов усовершенствования конструкции и техники производства всех калибров и типов снарядов и возложить на НИСИ руководство отдельными научно-исследовательскими группами, работающими в различных учреждениях по снарядному производству, которое будет признано необходимым сохранить.
8. Снарядное бюро ВОАО передать в Главное управление снарядных производств, но до окончания периода настройки валового производства бронебойных и морских фугасных снарядов не вливать в состав НИСИ и сохранить за ним права, предоставленные приказом НКТП и НКВМ от 27 февраля и 2 марта 1933 г. за №№ 15 и 19с.
9. НКТП т. Орджоникидзе установить денежные премии специалистам, привлеченным для восстановления потерянных навыков по производству крупнокалиберных снарядов, за быстрое налаживание валового производства как по старым, так и по новым техническим условиям. Кроме того, установить для них и для инженерно-технического персонала и мастеров заводов денежные вознаграждения за выполнение в срок валовых заказов по текущим программам в общей сумме, не превышающей для всех 2% стоимости выданного валового заказа²*.
Председатель Совета труда и обороны В. Молотов/Скрябин
За секретаря Совета труда и обороны Базилевич
Примечания:
¹* Научно-исследовательский снарядный институт (НИСИ) был создан в ноябре 1932 г. на базе завода № 75 и занимался разработкой и проектированием артиллерийских снарядов. Организация работы по созданию НИСИ была поручена М. Е. Максимову, который стал первым его директором. Перед вновь созданным институтом были поставлены задачи: в кратчайшие сроки разработать и снабдить новые и модернизированные артиллерийские системы современными боеприпасами. Предусматривалось, прежде всего, увеличение мощности снарядов за счет улучшения конструктивных характеристик, применения новых, более прочных материалов для корпусов, изменения технологии снаряжения взрывчатыми веществами, разработки новых прогрессивных технологий производства снарядов, применения новых менее дефицитных материалов. Были организованы следующие подразделения института: 1. Специальное бюро для конструирования снарядов по заданным тактико-техническим требованиям и под контролем ГАУ РККА. 2. Технологическое бюро, основной задачей которого было совершенствование технологии изготовления штампованных и литых снарядов. 3. Подразделение по обмену опытом между заводами, выпускающими снаряды. 4. Бюро информации о достижениях науки и техники в области создания и производства боеприпасов в СССР и за рубежом. С 7 по 11 сентября 1933 г., НИСИ организовал и провел Всесоюзную снарядную конференцию, где особое внимание уделялось вопросам создания менее трудоемких, дешевых методов изготовления снарядов без ущерба для качества и эффективности разрабатываемых образцов. После включения в состав НИСИ в 1934 г. ОКБ‑3 РККА (проектирование боеприпасов) и организации отдела «Станкокалибр» (производство оборудования, оснастки и специального инструмента для производства снарядов) была создана возможность комплексного решения вопросов создания и производства боеприпасов.
²* 26 мая 1933 г. член коллегии НК РКИ СССР и начальник Военно-морской инспекции Н. В. Куйбышев представил в СТО СССР докладную записку о производстве крупнокалиберных снарядов. В ней говорилось, что в 1933 г. к техническим условиям для производства крупнокалиберных снарядов предъявлены повышенные требования, но оборудование осталось старым и изношенным. За исключением завода «Большевик» на всех остальных заводах вовсе не было специалистов, металлургов по производству сталей для снарядных корпусов. Кадры старых рабочих потеряны. В результате заводы не получили требуемую для крупнокалиберных снарядов высококачественную сталь. В январе 1933 г. было создано бюро при ВОАО для восстановления потерянных навыков по производству крупнокалиберных снарядов. Бюро развернуло работы и разработало инструкции по всем стадиям металлургии производства крупнокалиберных снарядов, поставило исследовательскую работу по технике производства, но имело слабую связь с заводами. Н. В. Куйбышев констатировал, что на начало 1933 г. производство крупнокалиберных снарядов по новым техническим условиям не освоено и не обеспечено в потребном количестве оборудованием для валового производства и соответствующей металлургической базой. Чтобы избежать полного срыва обеспечения крупнокалиберной артиллерии выстрелами он предлагал разработать переходные технические условия от старых норм к новым, ускорить строительство Челябинского снарядного завода, как основной базы по крупнокалиберным снарядам, ускорить освоение капитальных вложений в размере 40 млн. руб., разместить 1100 станков и обеспечить производство металлом в 35 тыс. т. (ГАРФ. Ф. Р‑8418. Оп. 28. Д. 1. Л. 155‑158).
ГА РФ. Ф. Р-8418. Оп. 28. Д. 1. Л. 150-154. Подлинник.