Записка заместителя наркома РКИ СССР З.М. Беленького и заместителя председателя ОГПУ Г.Г. Ягоды в ЦК ВКП(б) «О привлечении к ответственности лиц, виновных в разбазаривании и расхищении хлебных фондов, выделенных для снабжения семей спецпереселенцев».

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.10.27
Источник: 
Политбюро и крестьянство: Высылка, спецпоселение. 1930—1940 гг. Книга I. Москва. РОССПЭН 2005 стр. 556-557
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 30. Д. 196. Л. 93-93 об. Машинописный подлинник на бланке ЦКК ВКП(б)-НК РКИ СССР, подписи - автографы.

196-56

Секретно

В ЦК ВКП(б)

Центральный Комитет ВКП(б) поручил ОГПУ и НК РКИ СССР расследовать виновность лиц в использовании не по прямому назначению и расхищении хлебных фондов, отпускаемых для снабжения семей спецпереселенцев. Это поручение на местах выполнено местными органами ОГПУ и ЦКК, а в центре НКРКИ СССР.

Результаты расследования показывают следующее:

Члены семей спецпереселенцев снабжаются по суточным нормам из специального фонда, поступающего в распоряжение Центролесосекции вместе с Фондом для снабжения лесоразработок. Между тем НКСнаб СССР в I и II кв. 1932г. не выделил в спущенных на места планах снабжения лесоразработок фонды назначенные для снабжения семей спецпереселенцев и таким образом созданная НКСнабом обезличка в фондах снабжения лесоразработок, дала повод к тому, чтобы на местах, отпущенные для снабжения семей спецпереселенцев фонды расходовались на другие цели. Вместе с тем НКСнаб, указывая своим местным органам очередность снабжения потребителей, совершенно не отметил снабжения семей спецпереселенцев, в то время как все фонды им были обезличены. Все указанные распоряжения подписывались Членом Коллегии НКСнаба тов. ЛЕВИТИНЫМ. Кроме того необходимо отметить, что НКСнаб СССР до настоящего времени не применил карточную систему для снабжения семей спецпереселенцев, несмотря на то, что они снабжаются по суточным твердым нормам.

До настоящего времени фонды для снабжения семей спецпереселенцев передаются НКЛесу вместе с фондом выделяемом для лесоразработок. Несмотря на это НКЛес и Центролесосекция не организовали контроль за расходованием фондов, выделенных для снабжения семей спецпереселенцев. Между тем контроль этот необходим был в особенности в связи с обезличкой, допущенной НКСнабом при планировании фондов снабжения лесоразработок и семей спецпереселенцев.

Отсутствие действительного контроля на местах еще более способствовало разбазариванию и расхищению фондов отпущенных для снабжения семей спецпереселенцев и все вместе взятое приводило к неудовлетворительному снабжению семей спецпереселенцев49.

ППа ОГПУ и Обл. край КК-РКИ основных районов, в которых спецпереселенцы переданы в систему НКЛеса, привлекли к ответственности 140 человек районных и краевых работников НКЛеса и Центролесосекции, причем ими учтено разбазаривание и расхищение 4.041 тонн муки.

В соответствии со всем изложенным прилагается проект мероприятий по этому вопросу.

Приложение: проект постановления на 1 листе.

ЗАМ. ПРЕД. ОГПУ    Г. Ягода

ЗАМНАРКОМА РКИ СССР    3. Беленький

- Гриф секретности машинописью. Число в дате вписано от руки. На л. 93 вверху справа рукописная помета: «к пункту 11-му заседания Комиссии [Исп.] 11/ХІ-32г.». Штамп о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол № 121, п. 54-опр. (док. № 196-58).

а Перед этим вычеркнуто: Материалы полученные с мест указывают, что в связи с изложенным.

49    В докладной записке Уральскому обкому партии в конце 1932 г. отв. секретарь комфракции правления Ураллеспотребсоюза Матафонов называл несколько причин срывов в снабжении продовольствием спецпереселенцев, переданных лесным организациям. Среди них - «обезличка» фондов («центральными организациями фонды для членов семейств сп/пер[еселенцев] специально не выделены - обезличены в общих фондах, выделенных лесоорганизациям»), которая, в свою очередь, привела к тому, что «леспромхозы в ряде случаев противятся выдаче продуктов питания членам семейств из фондов лесозаготовок, считая, что для этого будут особые фонды». Именно поэтому функционер предлагал «восстановить целевое направление фондов для членов семейств сп/пер[еселенцев], ни в какой степени не допускать смешения их с фондами лесозаготовок, расчеты по которым имеют свою особенность». Ответработник кооперации доказывал, что свою часть ответственности за происходившее несет центр: «контингенты, выделенные Москвой на все виды работ, совершенно недостаточны для покрытия расходов». Наконец, он утверждал, что причиной трудностей в снабжении спецпереселенцев стал также массовый перерасход лесозаготовительных фондов «на другие цели, как-то: на строительство спецпоселков, на сенокошение, углежжение и другие работы, прямо не относящиеся к производственной программе по лесозаготовкам» (Раскулаченные спецпереселенцы на Урале (1930-1936 гг.). С. 160-163).