Записка заместителя председателя СНК СССР В.В. Куйбышева в Политбюро ЦК ВКП(б) о проекте постановления «Об использовании труда граждан, состоящих в тылоополчении». 16 ноября 1931 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1931.11.16
Источник: 
Политбюро и крестьянство: Высылка, спецпоселение. 1930—1940 гг. Книга I. Москва. РОССПЭН 2005 стр. 447-448
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 30. Д. 195. Л. 170-171. Машинописная копия того времени, заверенная работником Секретного отдела ЦК ВКП(б) Суховой.

195-54

Записка заместителя председателя СНК СССР В.В. Куйбышева в Политбюро ЦК ВКП(б) о проекте постановления «Об использовании труда граждан, состоящих в тылоополчении»57

Секретно.

В ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(б).

Постановлением СНК СССР от 21.Х.31 г. была образована комиссия в составе т.т. Краваля, Тухачевского, Ягоды, Миронова, Павлуновского и Генкина, которой было поручено рассмотреть и внести на СНК проект постановления «об использовании труда граждан, состоящих в тыловом ополчении».

Позднее (З.ХІ.З1 г.) СНК поручил мне ознакомиться с материалами, внесенными указанной выше комиссией.

11 ноября СНК вынес решение, в котором говорится, что в случае непредставления в 2-дневный срок членами СНК своих поправок, просмотренный и исправленный мною проект вступает в силу, как решение СНК.

В настоящее время постановление мною подписано, но опубликование его задерживается наличием в нем следующего пункта:

«По окончании 3-летней службы тылоополченцы, проявившие в течение этого срока добросовестное отношение к работе и выполнявшие установленные нормы выработки, восстанавливаются в избирательных правах.

При наличии особых заслуг тылоополченцы могут быть восстановлены в избирательных правах досрочно, по постановлению Президиума ЦИК соответствующей союзной республики».

Прошу обсудить этот пункт на ближайшем заседании Политбюро.

В. Куйбышев.

- На л. 170 справа перед текстом записки машинописная колонка: «Об использовании труда граждан, состоящих в тылоополчении. К заседанию] ПБ 20.ХІ.31 г. Записка т. Куйбышева от 16.XI.31 г.». В левом верхнем углу машинописный гриф: «Экземпляр № 24» (номер штампом). Под ним машинописный исходящий номер документа с датой «19.XI.31 г.». В левом верхнем углу воспроизведен машинописью угловой штамп бланка СНК СССР с датой «16.XI.31 г.». В правом машинописный гриф: «Секретно». Штамп о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол № 76, п. 27 (док. № 195-56).

57 Тылоополченцы — одна из самых специфических категорий, возникших в недрах постреволюционного общества. Здесь проявилась способность большевистского режима создать особую группу для использования на принудительных государственных работах в весьма специфической, милитаризированной форме организации этого труда.

Впервые тылоополченцы как специальная категория появилась в годы гражданской войны на почве многочисленных трудовых мобилизаций в условиях военного времени. В части тылового ополчения зачислялись т.н. нетрудовые элементы - мужчины призывных возрастов из числа лиц, лишенных избирательных прав - «лишенцев». Впоследствии, поскольку в мирное время создание частей тылового ополчения не предусматривалось, то лица, зачисленные в тыловое ополчение, облагались особым «военным налогом». Этот налог взимался финансовыми органами в размере от половины до основного оклада подоходного налога и поступал в фонд социального обеспечения для оказания помощи инвалидам гражданской войны. Лица, зачисленные в тыловое ополчение, состояли на особом военном учете. Взамен обычных учетно-воинских билетов им выдавались «белые билеты» (использовались бланки белого цвета).

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. тесно сплелись социально-политические и экономические факторы, способствовавшие резкому расширению сферы принудительного труда. Со второй половине 1929 г. стала быстро формироваться сеть исправительно-трудовых лагерей ОШУ и исправительно-трудовых колонии НКВД республик. С начала 1930 г. в процессе принудительной коллективизации создаются спецпоселения для выселенных крестьян. Однако для форсированной индустриализации требовалось изыскать и другие способы мобилизации трудовых ресурсов, не связанные с лишением свободы и отвлечением значительных средств на создание специальной лагерно-комендатурной инфраструктуры. Один из путей был уже известен. Следовало только организовать призыв находившихся на особом учете тылоополченцев, а также «религиозников» — «граждан, освобожденных от военной службы по религиозным убеждениям».

Одновременно с мобилизацией «религиозников» весной 1930 г. развернулась подготовка первого в мирное время призыва в части тылового ополчения. Для этого, даже еще не имея нормативной основы, региональные органы власти приступили к призыву тылоополченцев 1907 и 1908 годов рождения. Организация призыва в тыловое ополчение возлагалась на местные административные отделы, т.е. не на военные органы, а на НКВД. Однако именно осенью 1930 г. в ходе «глухой» борьбы между ОГПУ и НКВД РСФСР последний и НКВД других республик были расформированы, а их функции распределены между различными наркоматами. Тылоополченцы, которые сначала оказались в распоряжении комендантских отделов НКВД, в конце 1930 г. по решению директивных органов были переданы в ведение наркомата труда (НКТ) СССР. Предполагалось, что НКТ будет заниматься дальнейшим распределением тылоополченцев между наркоматами и ведомствами экономического профиля. Таковыми являлись ВСНХ СССР, наркомат путей сообщения (НКПС) и ЦУДОРТРАНС.

7 декабря 1931 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «Об использовании труда граждан, состоящих в тыловом ополчении». В нем указывалось, что части тылового ополчения выполняют работы оборонно-стратегического назначения по линии ВСНХ СССР, НКПС и ЦУДОРТРАНС. Срок пребывания в этих частях — до трех лет. По истечении его тылоополченцы, «проявившие добросовестное отношение к работе», восстанавливаются в избирательных правах. Отмечалось, что «трудовой режим и политико-воспитательная работа в частях тылового ополчения должны преследовать цель превращения нетрудовых элементов в полезных во всех отношениях граждан Союза ССР». НКТ организовывал призыв и распределял тылоополченцев по нарядам в указанные наркоматы и ведомства. В дальнейшем НКТ надлежало надзирать над использованием труда тылоополченцев в народном хозяйстве, следить за оплатой их труда и т.д. В составе ВСНХ, НКПС и ЦУДОРТРАНС создавались специальные управления по формированию, размещению, снабжению частей тылового ополчения. Они же вступали в соглашение с наркоматом по военно-морским делам по укомплектованию командного состава частей тылоополченцев. Изначально устанавливался откровенно дискриминационный порядок выплат заработной платы тылоополченцам — им выдавались на руки лишь 10 % от заработанных сумм, остальные деньги расходовались на содержание частей ополченцев, на начальствующий состав и т.д.

Вскоре, однако, стало ясно, что НКТ не обладал достаточным весом для того, чтобы эффективно руководить процессом использования труда тылоополченцев, попадавших в распоряжение куда более мощных наркоматов. Поэтому неслучайно, что после его упразднения в 1933 г. части тылового ополчения перешли в ведение наркомата по военным и морским делам (НКВМ).

После принятия в декабре 1936 г. новой Конституции СССР, в которой отсутствовало такое ограничение, как лишение избирательных прав, части тылового ополчения, составленные из числа «лишенцев» и «религиозников», претерпели изменения. По приказу наркома обороны от 20 февраля 1937 г. они были переформированы в строительные части РККА. Таким образом, части тылоополченцев просуществовали с 1930 по 1937 г. Всего за этот период было призвано и прошло службу в частях тылового ополчения до 100 тыс. чел. (См.: Красильников С. А. На изломах социальной структуры. Маргиналы в постреволюционном российском обществе (1917 - конец 1930-х годов - Новосибирск, 1998. - С. 21-36).