Письмо рабочих-выдвиженцев о положении спецпереселенцев в Акмолинске. [Не позднее 21 июля 1931 г.]

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1931.07.21
Источник: 
Политбюро и крестьянство: Высылка, спецпоселение. 1930—1940 гг. Книга I. Москва. РОССПЭН 2005 стр. 328-331
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 30. Д. 194. Л. 169-173. Машинописная копия того времени.

194-111*

Совершенно Секретно

И.М. Гронскому

От т.т. Молотова, Сидорова, Ларионовой.

Как Вам уже известно, мы приехали в Акмолинск 1-го июля, редактор 2 июля, а 6-го уже выпустили газету. За темпы нашей работы мы боремся - качество увидите сами. Но не об этом хотим мы с вами поделиться. Коротко скажем о том явлении, которое мы здесь наблюдаем и попросим Вас дать нам по этому поводу политические указания.

Город Акмолинск, в котором мы остановились, имеет 12-15 тысяч населения, в трех верстах от него на ст. Акмолинск раскинут лагерь спецпереселенцев (высланных кулаков) в 15-20 тыс. человек. Из этого лагеря спецпереселенцев отправляют в совхозы, на строительство, на заселение мест и т.д. Однако, прилив людей превышает отлив и лагерь постепенно увеличивается. Вся линия Боровое-Акмолинск-Караганды пересыщена спецпереселенцами. Этих людей здесь называют саранча.

Мрачковский, будучи в Москве, рассказывал тов. РАДЕКУ о великолепной работе, которая проводится среди ссыльных переселенцев, но сейчас картина резко изменилась в сторону ухудшения. Это случилось потому, что огромные массы переселенцев давят на район и органы снабжения не могут обслужить их элементарными мероприятиями.

Лагерь стоит среди степей и весь день его засыпает горячей пылью степной июльской пурги. Ни о каких строениях или палатках говорить не приходится, люди живут под открытым небом. Температура Акмолинского района доходит до 50°. Воды на ст. Акмолинск нет. Ее подвозят поездами. Вполне понятно, когда узел до отказа забит грузами для стройки, снабжение водой идет плохо. Нам приходится ежедневно наблюдать, как спецпереселенцы ведут бой за воду. Приходит поезд из 4-5 вагонов или платформ, на которых в огромных чанах привозят воду. Толпа спецпереселенцев встречает поезд далеко на путях от станции и на ходу бросается на эти вагоны. Люди как обезьяны лезут на 5-метровые чаны с ведрами и черпают воду. Внизу шумит пестрая толпа переселенцев в несколько тысяч. Красноармейцы ГПУ прилагают все усилия, чтобы восстановить порядок. При такой свалке много воды проливается на землю.

Восстановить порядок никогда не удается, ибо людям нужна вода, а воды очень мало, ее хватает только первым и получают ее всего 25-30 процентов переселенцев. На почве борьбы за воду возникает целый ряд эксцессов. Иногда раздаются выстрелы в воздух. Это не помогает и свалка продолжается до тех пор, пока чаны не вычерпают до дна. Были случаи, когда толпа переселенцев останавливала паровоз и выпивалаа из него воду.

Также обстоит дело и со снабжением лагеря топливом. Спецпереселенцы топливом организованно не снабжаются и они вынуждены добывать его сами. В степи топлива нет, искать его надо на железной дороге. И переселенцы тащат в лагерь все, что им попадается под руку. Были случаи, когда они растаскивали платформы строительного леса и рубили стройматериалы на топливо. Из-под рельс выдергивали шпалы и также рубили для костров.

Лагеря спецпереселенцев тянутся вдоль полосы отчуждения на много километров. Это увеличивает происшествия на железной дороге. На почве плохого снабжения водой, пищей и топливом в лагере вспыхивают эпидемические заболевания. Недостаток воды вынуждает переселенцев пользоваться самыми загрязненными источниками. Были зарегистрированы несколько случаев холериныб. Все эти обстоятельства, естественно, создают в лагере напряженную политическую атмосферу. Массовая работа среди переселенцев не ведется. Местные организации молчат.

Когда тов. Мрачковскии предложил начальнику лагерей информировать центр о положении - тот ответил: «мне сообщать как[-]то неудобно, еще сочтут за правого оппортуниста. Сообщите Вы сами».

Нам самим, пишущим это письмо[,] ежедневно приходится сталкиваться и говорить с переселенцами. Наши вагоны стоят почти на территории лагеря.

Несмотря на все лишения - в целом настроение масс можно назвать здоровым, классовая озлобленность не имеет особо обостренной формы - молодняк особенно. Спецпереселенцев мучает одно - неизвестность, которая порождает самые нелепые слухи вплоть до того, что их везут в совхозы для удобрения их телами земли. Они не слышат ни одного слова о перспективах своей жизни и работы. Основной лейтмотив разговоров - «дали-б скорей землю, да хотя бы лопаты, вскопали-б поля и засеяли, нарыли-б землянок, нам больше ничего не нужно». Было бы, конечно, наивно думать о том, что среди них нет «матерых» контрреволюционеров - они есть. Эти «матерые» пытались вложить в уста массы такую песню-лозунг: «борьбы мы не хотим, работать готовы, но ковать не дадим для себя оковы».

Этот своеобразный лозунг остался не подхваченным. Надо заметить, что вооруженной силы в лагере почти нет. Красноармейцев охраны не более 100-150 человек на весь лагерь.

До начала зимы в Акмолинский район должны будут заброшены 75 тысяч семейств ссыльных переселенцев, что дает в общей сумме 300 тысяч человек. Описанное нами положение показывает, что управление лагерей плохо справляется с задачами регулирования потока переселенцев и снабжения его необходимыми припасами. В эту работу нужно внести какие[-]то коррективы.

На почве оценки данного явления у нас в редакции возникли между нами тремя и редактором разногласия.

Мы считаем, что сейчас эти переселенцы представляют из себя группу людей, лишенную орудий и средств производства и всякой индивидуальной материальной базы. Группу, изъятую из той территории, где они имели свои экономические корни, где они, как капиталистическая верхушка, могли проводить, пользуясь своим бывшим авторитетом, разлагающую контрреволюционную агитацию против новых форм социалистического сельского хозяйства. Сейчас спецпереселенцы стоят почти на одной ступени с люмпен-пролетариатом.

Помня указания Ленина о том, что пролетариат формируется из всех классов общества, мы считаем - за эту массу нужно бороться, развертывая среди них какую-то массовую работу, особенно среди молодняка. Нужно разъяснить им сущность положения и дать перспективы. Нужно переделать их из врагов социализма в строителей социализма.

Это положение диктуется еще и тем, что ссыльные переселенцы будут составлять основную массу рабочей силы индустриализированного Акмолинского района. Рабочую силу совхозов, транспорта и вообще значительную часть населения всего Казакстана. На вопросы, поставленные нами редактору, он ответил: «классовая борьба обострилась до последних пределов, она закончится еще не скоро. Раскулачив и переселив ссыльных в Казахстан, мы еще не можем считать их не врагами. А если они являются классовым врагом, то мы должны пользоваться средствами угнетения, а не массовой работой». Все ответы строились приблизительно так. Это нас ни в коей мере не удовлетворяет и мы решили искать ответа у Вас. Просим ответить возможно быстрее, ибо в условиях нашей работы это чрезвычайно важно. Письма пересылать лучше воздушной почтой или фельдсвязью, почта работает скверно. Еще лучше по радио, через станцию НКПСтроя, если удобно эфиром отвечать на поставленный вопрос. Ждем с нетерпением Вашего ответа.

Сидоров

Молотов

Ларионова

« » июляв 1931 г.

- На л. 169 вверху слева от руки данные о количестве размноженных (40) экземпляров, дата «25.VІІ.1931 г.», подпись-автограф «Сухова», ниже в прямоугольном штампе дата рассылки «25.08.1931 г.». Датируется по письму И.М. Гронского (Д. 194. Л. 168).

а Так в документе, возможно выливала.

б Так в документе.

в Число в дате отсутствует.

* В деле находятся два сопроводительных документа:

1.    Записка редактора газеты «Известия» И. Гронского на бланке газеты от 21 июля 1931 г., адресованная И.В. Сталину, о пересылке копии письма «от трех рабочих-выдвиженцев, командированных "Известиями" в составе выездной редакции на строительство ж. д. линии Акмолинск-Караганда. Все три товарища - члены ВКП(б)». Вверху бланка резолюция И.В. Сталина: «Членам П. Б.» (л. 168).

 

2.    Сопроводительное письмо заведующего Секретным отделом ЦК от 25 июля 1931 г. членам и кандидатам в члены Политбюро, членам Президиума ЦКК и секретарям ЦК о посылке по поручению Сталина «для сведения» записки И. Гронского с приложением копии письма рабочих из Казахстана (л. 107).