Записка Н.И. Ежова И.В. Сталину об откликах населения г. Ленинграда и Ленинградской области на процесс "правотроцкистского блока". 9 марта 1938 г.

Реквизиты
Направление: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1938.03.09
Источник: 
Процесс Бухарина. 1938 г.: Сборник документов. — М.: МФД, 2013, стр. 818-820.
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 171. Д. 403. Л. 172. Подлинник. Машинописный текст на бланке НКВД СССР с указанием даты и делопроизводственного номера, подпись Н.И. Ежова, подчеркивание неизвестного. Л. 173—176. Заверенная копия на телеграфном бланке НКВД

9 марта 1938 г.

№ 101736[1]

Совершенно секретно

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б)

товарищу СТАЛИНУ

Направляю копию телеграммы № 115333 Начальника Управления НКВД по Ленинградской области — об откликах на процесс «право-троцкистского блока»[2].

НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЕЖОВ

 

Совершенно секретно

Меморандум № 1231

из ЛЕНИНГРАДА

6 марта 1938 г.

НАРКОМУ ВНУДЕЛ СССР товарищу ЕЖОВУ

Допросы обвиняемых на процессе «право-троцкистского блока» на предприятиях, в учреждениях, ВУЗ’ах и воинских частях широко обсуждаются трудящимися, единодушно требующими расправы с врагами народа, и призывают к максимальной бдительности. Писатель ЗОЩЕНКО говорил: «Какой ужас, представить себе трудно, на что способны ЯГОДА и эти подлецы, кровавая сволочь».

Писательница Ольга ФОРШ говорила: «Не найти слов, чтобы заклеймить такое преступление. Кошмар, сплошной ужас».

Кочегар завода Молокомбината ЛЕТЯГИН говорил: «За это не стал бы их расстреливать. Это для них легкая смерть, их надо было бы повесить».

Поэт А. РЕШЕТОВ: «Хуже всего то, что сделали врачи, они нарушили не только советскую, но даже и буржуазную мораль».

Токарь механического завода Кировского Промкомбината НИКИФОРОВ говорил: «Расстрелять этих паразитов мало, их бы связать и в муравейник посадить, тогда бы они знали, как помогать фашистам и идти против советской власти».

Из документов ЦК, исходящих из Ленинграда в разные города Союза, так, В. СОЛОВЬЕВ — Москва, ВИЭМ — Н. ФАСЛЕР пишет: «Я не могу без громадной злобы вспомнить об этих иудушках троцкистах, но меня удивляют наши Наркомвнудельцы. Почему они не смогли узнать обо всем из первого процесса над троцкистами. Неужели нет средств, или мы должны быть с врагами гуманны».

ФОМИЧЕВА В. в Тбилиси ГВИЛИСИАНЕ сообщает: «Очень возмущена умерщвлением М. Горького и очень рада, что он будет скоро отомщен, но как же я хочу крови Троцкого».

Служащая Всесоюзной Академии художеств ДРАКОВЦЕВА в Одессу сообщает: «Дорогие родители, до глубины души возмущаются все честные граждане Советского Союза о банде БУХАРИНА, ЯГОДЫ, профессора ПЛЕТНЕВА и так далее, до глубины души возмущаюсь. Только подумать, что они повинные в смерти КУЙБЫШЕВА, ГОРЬКОГО, ОРДЖОНИКИДЗЕ и других. Сволочи. Высшая мера будет заслуженной карой для них. В Ленинграде много честных, хороших людей, преданных партии, они помогают уничтожать и уничтожают всех, кто посмеет поднять руку на родину всемирного пролетариата».

Жена полковника генерального штаба РККА Ф. ФЕДУЛОВА мужу полковнику ФЕДУЛОВУ, Москва, сообщает: «Дорогой полковник, сегодня слушала по радио обвинительный акт о паразитах, их не судить проклятых нужно, а казнить за наших товарищей Ленина, Сталина, Горького, Куйбышева и других. Этому христопродавцу ЯГОДЕ надо выколоть глаза. Они не мытьем, так катаньем хотели изжить со света таких великих людей нашей эпохи. Терпеть не могу этих гадов».

Курсант военной школы в Ленинграде СЕЛЕЦКИЙ А.И. в Киев своим родным пишет: «Дорогие родные, предатели отлично понимают, что нас не сломить в лоб и ищут места для ударов в спину. Начался процесс над одной из этих подлых шаек, но мы без суда вынесли приговор, каждого возмутит подлое убийство КУЙБЫШЕВА, МЕНЖИНСКОГО, М. ГОРЬКОГО, наша разведка сейчас очищает страну от подлых шпионов, диверсантов, наши успехи велики, но были бы еще больше, если бы не подлые вредители».

Антисоветские элементы продолжают распространять контрреволюционную клевету и антисоветскую агитацию в защиту этой банды. Писательница ТАГЕР говорила: «Стали копаться в старых делах, уже связывают все это с делами 1918 г., значит, никто не застрахован от того, что БУХАРИНУ будут вменены в вину не только старые дела, но и старые помыслы».

«Это просто неслыханно — привлекать эсеров к такому внутрипартийному делу». Актер Большого драматического театра им. Горького ЧЕРКАСОВ Борис Эммануилович заявил: «Процессу я не верю. Делается это только для того, чтобы вызвать и воспитать в массе народа ненависть к троцкистам и правым, а о том, что ГОРЬКОГО умертвили, этому верить нельзя».

Артистка Государственного реалистического театра В.Л. МАЛЮТИНА говорила: «Все это неправда, какой Троцкий шпион. Надо так писать, вот и пишут. Врачам не для чего было травить КУЙБЫШЕВА, ГОРЬКОГО и других, все это выдумано».

Инженер МРАВИНСКИЙ говорил: «Не понимаю, как Троцкий мог быть завербован немцами в 1921 г., если тогда в Германии не было фашистов и мы были с Германией в дружбе. Тут что-то не договаривают».

Профессор института мозга ВАСИЛЬЕВ Л.Д. среди научных кругов говорил: «Врачи ПЛЕТНЕВ, ЛЕВИН и другие не виноваты, потом, что значит этот неправильный метод лечения. Они, может быть, лечили правильно, но не в силах были справиться с болезнью. ПЛЕТНЕВА и ЛЕВИНА вызывали в НКВД и предлагали прикончить ГОРЬКОГО или какого-либо другого человека, попробуйте не согласиться».

Артист театра «Миниатюр» СВИРСКИЙ среди работников театра говорил: «В партии сейчас идет разногласие и, следовательно, руководители партии сживают тех, кто им мешает на их пути».

Аспирант ЛГУ АЗИРБАЕВ (казах) говорил: «Процесс это инсценировка, которая выгодна сейчас партии. Я не верю, чтобы обвиняемые добровольно давали показания, к ним были применены методы принуждения».

Жена академика МАРРА среди своего окружения говорила: «Я не верю в участие во всех приводимых в обвинительном заключении гнусностях БУХАРИНА, я его знаю как человека большой моральной чистоты».

ЛИТВИН

№ 115333



[1] Делопроизводственный номер и дата в писаны секретарем.

[2] Подчеркнуто горизонтальной линией (красный карандаш).