Записка Н.И. Ежова И.В. Сталину об откликах населения г. Ленинграда и Ленинградской области на процесс "право-троцкистского блока". 9 марта 1938 г.

Реквизиты
Направление: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1938.03.09
Источник: 
Процесс Бухарина. 1938 г.: Сборник документов. — М.: МФД, 2013, стр. 811-813.
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 171. Д. 403. Л. 156. Подлинник. Машинописный текст на бланке НКВД СССР с указанием даты и делопроизводственного номера, подпись Н.И. Ежова, подчеркивание неизвестного. Л. 157—160. Заверенная копия на телеграфном бланке НКВД

9 марта 1938 г.

№ 101702[1]

Совершенно секретно

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б)

товарищу СТАЛИНУ

Направляю копию телеграммы № 115342 Начальника УНКВД по Ленинградской области товарища ЛИТВИНА о реагировании населения на процесс «право-троцкистского блока»[2].

НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЕЖОВ

 

Совершенно секретно

Меморандум № 1262

из ЛЕНИНГРАДА

8 марта 1938 г.

НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР

товарищу ЕЖОВУ

Рабочие, интеллигенция и Красная Армия г. Ленинграда широко обсуждают проходящий процесс и единодушно требуют уничтожения банды «право-троцкистского блока».

Профессор филармонии БРИГ И.О. говорил: «Эти преступления возвращают нас в самые мрачные времена средневековья. Из всех преступников самые грязные и низкие — это банда БУХАРИНА, РЫКОВА и других, которые не побрезговали связаться с агентами иностранных разведок».

Профессор физической географии БУЛДАКОВ говорил: «Меня охватывает ужас, я не представляю, как можно дойти до такой низости, как эта банда. Они потеряли человеческий облик».

Артист оркестра ГЕНСЛЕР В.И. говорил: «Эти преступления не укладываются в человеческом уме. Даже авторы вульгарных, бульварных романов не додумались до таких преступлений, как эта банда БУХАРИНА и других».

Помощник главного механика фабрики «Равенство» ЖУКОВ говорил: «Особое чувство гадливости и презрения вызывает КРЕСТИНСКИЙ. Будучи разоблаченным на следствии и на суде — пытался отрицать свою виновность».

Профессор 1-го медицинского института ЗАБЛУДОВСКИЙ заявил: «Врачи в роли убийц — это впервые в истории человечества, если не считать средневековых отравителей. Никто не может их оправдать. С ними нужно жестоко расправиться».

Писатель ДОБИН заявил: «Этот процесс превосходит собою все, что мы до сих пор слышали на других процессах. Факт убийства М. ГОРЬКОГО — это какой-то ужас».

Слушатель военно-политического училища им. Энгельса ГОЛОВКОВ сказал: «Почему у нас очень гуманно расправляются с врагами народа, уничтожают их лишь расстрелом. Я бы их постепенно казнил за их преступления».

Врач ЛАРИОНОВА заявила: «Нельзя придумать наказания этим гадам. Особенно меня поразило то, что те врачи — ЛЕВИН, ПЛЕТНЕВ, КАЗАКОВ — по книгам которых мы учились в институте, оказалось, применяли свои знания, чтобы вредить нашей стране. Подлые негодяи умертвили КУЙБЫШЕВА, М. ГОРЬКОГО и МЕНЖИНСКОГО».

Студент КВЕЦИНСКИЙ заявил: «Гнусные негодяи умертвили товарища МЕНЖИНСКОГО, товарища КУЙБЫШЕВА и нашего великого писателя М. ГОРЬКОГО. Собакам нужно предоставить собачью смерть. Как гнусно выглядят эти негодяи перед лицом наших героев папанинцев. Слава нашему НКВД, слава товарищу ЕЖОВУ, так умело разоблачившему вражеские козни».

Наряду с выражением гнева и резкого негодования трудящихся г. Ленинграда имеют место отдельные контрреволюционные выступления.

Врач больницы им. Мечникова ДЕЕПП заявил: «Я сомневаюсь в преступной деятельности врачей ЛЕВИНА, КАЗАКОВА и профессора ПЛЕТНЕВА».

Служащая обсерватории КРИВЦОВА О.Ф. говорила: «Я не верю тому, что изложено в обвинительном заключении — это выдумка. Какой может быть порядок в стране, когда в правительстве идет грызня и взаимное истребление друг друга».

Служащий Ленинградского индустриального института БОЧЕК Г. говорил: «Через три года обвиняют ПЛЕТНЕВА, ЛЕВИНА и других в отравлении, когда этого нельзя доказать, тем более в свое время было вскрытие тел и установлена причина смерти КУЙБЫШЕВА, М. ГОРЬКОГО и других. Странно, почему обвиняемые не используют суд, как трибуну для пропаганды своих взглядов. Эта пропаганда нашла бы отклики в СССР».

Руководитель оркестров народных инструментов КАРЕТНИКОВ Н.В. среди оркестрантов говорил: «Винить врачей ЛЕВИНА и других в умерщвлении МЕНЖИНСКОГО и КУЙБЫШЕВА не приходится. Их это сделать заставил ЯГОДА под угрозой, иначе им была бы крышка. Если бы я был в положении врачей, я так же бы сделал, как эти врачи».

Заведующий кинотеатра «Гигант» АНПИН Б.Н. говорил: «БУХАРИН боролся против коллективизации, а против нее — все крестьянство. Это вполне “справедливо”. БУХАРИНУ и другим надо было применить метод “дворцового переворота”».

Рабочий мельницы им. Ленина ЗАБЕСОВ (татарин) говорил: «Судят лучших людей и судят неправильно. Эти люди стремились некоторые республики передать буржуазным странам для того, чтобы дать возможность лучше жить. Я их поддерживаю и считаю, что нам — татарам — жилось бы лучше, чем теперь».

Красноармеец 65-го стрелкового полка 43 стрелковой дивизии ШАВГАЛЕЕВ заявил: «Во главе советской власти стоят одни вредители, там нет ни одного рабочего и крестьянина, они вредят, а мы за это здесь расплачиваемся». И далее ШАВГАЛЕЕВ стал распространять клеветнические измышления о руководителях ВКП(б) и советского правительства.

Бухгалтер станции Витебская-товарная ЛИТВИНОВ Александр Александрович заявил: «Руководителям “блока” я очень сочувствую, ведь они были против существующего строя. В такие нелепые обвинения, как умерщвление ГОРЬКОГО, я не верю, это выдумка — нужная для обработки масс в анти-троцкистском духе. Это дело создано специально для обработки масс против Германии. Я убежден, что существующие фашистские группы в СССР сумеют в военное время обеспечить победу фашистским армиям, несмотря на запуганность населения и террор НКВД». ЛИТВИНОВ арестовывается.

НАЧ. УПРАВЛЕНИЯ НКВД ЛО

КОМИССАР ГОСУД. БЕЗОПАСНОСТИ 3 РАНГА

ЛИТВИН

№ 115342



[1] Делопроизводственный номер и дата вписаны секретарем.

[2] Подчеркнуто горизонтальной линией Н.И. Ежовым (красный карандаш).