Шифротелеграмма секретаря Якутского обкома ВКП(б) П.М. Певзняка секретарю ЦК ВКП(б) Л.М. Кагановичу «о размещении кулаков в Алданском районе». 27 марта 1931 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1931.03.27
Источник: 
Политбюро и крестьянство: Высылка, спецпоселение. 1930—1940 гг. Книга I. Москва. РОССПЭН 2005 стр. 285-286
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 30. Д. 194. Л. 108. Машинописный подлинник на бланке шифротелеграммы ЦК ВКП(б).

194-76

Строго секретно

Снятие копий воспрещается

Из Якутска

Москва ЦК ВКП(б) т. Кагановичу,

копия - ОГПУ т. Менжинскому.

Постановление Бюро Обкома ВКП от 16 марта по вопросу размещения кулаков в Алданском районе:

1) Ввиду отсутствия продовольствия, подготовленных помещений и острого недостатка медикаментов, при наличии 500 человек цинготных согласиться с предложением Окружкома о возможности принятия в данное время лишь 1.000 человек взрослых из особых команд61, находящихся на Невере, остальных три тысячи человек перебросить только в июне. Транспортировать через Невер и предоставить подводы лишь для детей и больных, не могущих передвигаться пешком.

2)    Из второй переданной особой команды в 5 тысяч человек, прибывающих в Невер, считать возможным сейчас принять только взрослых, работоспособных и годных к использованию на горных и лесных работах, остальную часть этой команды перебросить в августе по подготовке приема в июне с транспортированием через Невер.

3)    Отметить, что бывш[ий] Начокротдела ОГПУ Карусь не принял необходимых мер к приему и размещению особой команды и их семей, хотя информировал, что все необходимые мероприятия по приемке особой команды проводятся, в то время как фактически ничего не было сделано и не сигнализировал о бездействии Алданского комбината в разрешении этого вопроса.

4)    Отметить, что со стороны бывш[его] директора Алданского комбината т. Этко не приняты по хозяйственной линии меры к обеспечению особой команды и подлежащих прибытию семей продовольствием, жильем и медобслуживанием. Наряду с ним Правление Цветметзолото не обеспечило проведение необходимых мер по приему особой команды, ограничившись по сообщению секретаря Окружкома Ступишина дачей общего порядка неясных и нечетких указаний, также не отпустило необходимых средств.

5)    Поручить фракции Совнаркома в 3-дневный срок проработать совместно с фракцией ЯЦИК вопрос о размещении семей особой команды по рекам Алдан[у] и Амге и о необходимых средствах для этого представить вопрос на рассмотрение Обкома.

6)    Сообщить ЦК данное постановление и просить дать директиву в отношении Цветметзолото и о принятии ими мер по размещению особой команды по Алданскому району.

7) Ввиду заявления т. Ступишина во время переговоров о виновности областной организации и в частности областного О ГПУ в задержке разрешения этого вопроса, предложить Алданскому окружкому представить все имеющиеся материалы по этому вопросу62. № 3/с, 4/с.

Секретарь Якутобкома    Певзняк.

- Вверху написано от руки: «Андрееву, Постышеву, Менжинскому». Внизу приведены данные о времени расшифровки, распечатке текста в 5 экземплярах и шифровальщиках: «Иванова, Биргель, Паршин».

61    Среди высылаемых в 1930 г. «кулацких контингентов» чекисты в служебной переписке выделяли категорию «особого назначения», в которую входили т.н. одиночки - главы семей из пограничных районов Украины и Белоруссии, отправленные весной 1930 г. в ссылку в Сибирь и на Дальний Восток преимущественно для работы на золотых приисках. По данным Транспортного отдела (ТО) ОГПУ на начало мая 1930 г. из Украины в Сибирь было доставлено 14 873 чел. из этой категории, а из Белоруссии на Дальний Восток - 1784 чел (ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 329. Л. 90-91).

Переброска семей к их главам из Украины и Белоруссии проходила в конце 1930 г. Весной 1931 г. после утверждения директивными органами заявки «Цветметзолото» на дополнительную отправку спецпереселенцев для работы в золотопромышленности эту категорию в служебной переписке стали именовать «особой командой», «особовцами».

62    В своем письме, направленном 25 марта 1931 г. председателю правления «Цветметзолото» А.П. Серебровскому, Г.Г. Ягода сообщал о негативном отношении Алданского окружкома партии к присылке на прииски семей «особовцев», мотивируя это «а) недостатком продовольствия; б) для переброски семей "особовцев" из Б.-Невера потребуется много транспортных средств, которых не хватает для грузоперевозок, что ставит под угрозу выполнение программы золотодобычи и снабжения Алдана продовольствием; в) завоз семейств "особовцев" вызовет уход рабочих горняков с приисков, т.к. с целью экономии продовольствия рабочим не разрешали привозить свои семьи на Алдан» (ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 10. Д. 379 а. Л. 187).