Протокол № 1 заседания комиссии СНК СССР «по вопросу об устройстве выселенных кулаков» от 5 апреля 1930 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1930.04.05
Источник: 
Политбюро и крестьянство: Высылка, спецпоселение. 1930—1940 гг. Книга I. Москва. РОССПЭН 2005 стр. 204-205
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 30. Д. 194. Л. 20-21. Машинописная копия того времени, заверенная секретарем заместителя председателя СНК СССР и СТО А. Кротовым 22 апреля 1930 г.

194-6*

Протокол № 1 заседания комиссии СНК СССР «по вопросу об устройстве выселенных кулаков»6

Совершенно Секретно.

Председательствовал - В.В. Шмидт

Присутствовали: т.т. Лобов, Гринько, Теумин, Муралов, Грядинский, Толмачев, Мессинг, Ольский, Берензон.

Постановили:

1.    Поручить т.т. ТЕУМИНУ и БЕРЕНЗОНУ проверить, сколько израсходовано средств на переселение кулаков и представить к следующему заседанию комиссии точную справку о том, какая сумма из ассигнованных на эту цель средств остается.

2.    Считать возможным отпустить для выселенных кулаков избыточный сельско-хозяйственный инвентарь на тех же условиях, на каких он отпускается индивидуальным хозяйствам.

Поручить т.т. Ольскому и Муралову выяснить[,] какой инвентарь, в каких количествах, куда и в какие сроки необходимо доставить.

3.    Поручить Наркомзему выяснить[,] какими семенами, в том числе и картофелем, и в каких количествах можно обеспечить выселенных кулаков на условиях отпуска индивидуальным хозяйствам и свои предложения представить к следующему заседанию Комиссии.

4.    Считать возможным дать после сева для районов, куда переселяются кулаки, 4-5 тыс. лошадей.

Предложить НКЗему СССР установить, какое количество лошадей можно забросить в районы заселения кулаков и сделать разверстку по районам сплошной коллективизации, которая должна быть выполнена в обязательном порядке (с оплатой лошадей).

5.    Предложить исполкомам тех областей, куда переселены кулаки, дать распоряжение местным органам об отпуске необходимого для постройки жилищ леса.

Предложить Наркомфину установить такие условия рассрочки платежей за предоставленный лес, которые обеспечивали бы возможность самого строительства и предусматривали бы полное освобождение как от оплаты за лес, так и от попенной платы в первый год строительства.

6.    Считать возможным обеспечить жилищное строительство кулаков только гвоздями и стеклом в минимальных количествах.

Поручить тов. Лукашину определить количество гвоздей и стекла, которое можно отпустить для этой цели (срок 5 дней).

7.    Предложить тов. Лобову при докладе в СТО об организации лесозаготовок и лесосплава учесть привлечение новой рабочей силы в районы, где не предполагалось таковые организовывать.

8.    Поручить Комиссии в составе т.т. Теумина, Пастухова, Берензона и Квиринга представить к следующему заседанию свои предложения о том, какие минимальные средства необходимо сейчас же отпустить для начала расселения кулаков.

Созыв комиссии за тов. Берензоном.

9.    Считать невозможным отпустить для выселенных кулаков рыболовные снасти.

Поручить тов. Грядинскому выяснить, какое сырье для рыболовных снастей можно дать.

10.    Установить, что в случаях, когда выселенные кулаки привлекаются в качестве рабочей силы, оплата труда их должна быть одинакова со всеми остальными, занятыми на этих работах рабочими7.

11. Поручить т. Мессингу выяснить к следующему заседанию возможность переброски тоннажа из Ленинградской области на Север для перевозки кулаков из Архангельска в места заселения и, в случае необходимости ремонта этого тоннажа, сообщить об этом т. Шмидту.

12.    Поручить т.т. Толмачеву и Ольскому на основе имеющихся материалов областей разработать вопрос о системе управления и надзора в местах жительства кулаков, о необходимых на это средствах и свои предложения внести на следующее заседание комиссии.

13.    Считать нецелесообразным финансирование из центральных средств устройства кулаков 3-й категории.

Ответственность за расселение кулаков 3-й категории возложить на Экосо союзных республик, обязать их разработать порядок финансирования и организации этого переселения с тем, чтобы расселение шло в максимально организованном порядке.

14.    Предложить т. Толмачеву доложить на следующем заседании о работах его комиссии по вопросу об обеспечении медицинским персоналом и медикаментами районов расселения кулаков.

15.    Следующее заседание комиссии назначить 11/IV-1930 г. в 10 часов.

Вызвать к следующему заседанию комиссии представителей Уральской области, Северного края и Сибири.

Председатель - В. Шмидт

-  Гриф секретности машинописью.

-    ГАРФ. Ф. Р-393. Оп. 43. Д. 1796. Л. 199-201. Машинописная копия того времени, заверенная А. Кротовым. В деле экземпляр, направленный в НКВД РСФСР.

-    Опубликовано по экземпляру ГАРФ: Трагедия советской деревни. Т. 2. С. 377-378.

6    В состав комиссии Шмидта входили руководители не только репрессивных органов (нарком внутренних дел РСФСР В.Н. Толмачев и зам. председателя ОГПУ С.А. Мессинг), но и ряда хозяйственных наркоматов СССР и РСФСР (нарком земледелия РСФСР А.И. Муралов, нарком финансов СССР Г.Ф. Гринько, зам. председателя ВСНХ РСФСР С.С. Лобов, зам. наркома торговли СССР Ф.П. Грядинский). Рабочими аппаратами, на деятельность которых опиралась комиссия, были секретариаты зам. председателя СНК СССР В.В. Шмидта (А. Кротов), Особого отдела ОГПУ (Я.К. Ольский) и НКВД РСФСР. Решения комиссии, имевшей надведомственный характер, были обязательными для исполнения всеми государственными организациями. Но поскольку основными районами принудительного вселения репрессированного крестьянства в этот период являлись регионы РСФСР (Северный край, Урал, Сибирь), то в деятельности комиссий Шмидта и Толмачева наблюдалось определенное дублирование функций. Комиссия Шмидта в основном осуществляла оперативный контроль над расходованием средств, отпускавшихся из госбюджета на хозяйственно-бытовое устройство спецпереселенцев (обеспечение жильем, продовольствием, инвентарем и т.д.) и за рациональным использованием их труда. Последние докладные записки и информации о положении спецпереселенцев, направленные В.В. Шмидту, датированы сентябрем-октябрем 1930 г. Решения СНК СССР о роспуске комиссии не выявлено.

7    Данный пункт постановления комиссии был отменен 5 мая 1930 г. специальным распоряжением председателя СНК СССР А.И. Рыкова. Вместо него вводилась следующая норма: «Установить, что в случаях, когда выселенные кулаки привлекаются в качестве рабочей силы, оплата труда их должна быть на 20-25 % ниже по сравнению с занятыми на этих работах рабочими[,] и законы о социальном страховании на них не распространяются. Допустить уравнение их продпайка со всеми остальными работающими на этих работах» (ГАНО. Ф. Р-47. Оп. 1. Д. 103. Л. 88).

В последующее время эта норма, формально отмененная, трансформировалась в отчисления из заработка спецпереселенцев на содержание аппарата комендатур, сначала в размере 25 % (1930 г.), затем 15 (1931 г.) а с 1932 г. - 5 %. Закон о социальном страховании распространялся на работавших спецпереселенцев не во всем объеме, поскольку до конца 1930-х гг. они не являлись членами профсоюзов.

 

В деле находится сопроводительное письмо на бланке зам. председателя СНК СССР В.В. Шмидта за его подписью, направленное в ЦК ВКП(б) 22 апреля 1930 г. Исходящий номер и дата проставлены от руки (л. 19).