Телеграмма Б. А. Бахметьева М. И. Терещенко о предоставлении Соединенными Штатами Временному правительству кредита в 75 млн. дол.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1917.06.30
Источник: 
Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской социалистической революции Ч. 2 - М.-Л.: 1957 С. 548
Архив: 
АВПР, ф. Канцелярии, д. 61, л. 257. Копия.

30 июня 1917

Ссыпаюсь на вашу телеграмму № 2931[1]

Американское правительство открывает нам немедленно кредит в 75млн. Однако нам удалось добиться полной свободы в определении сроков и сумм постепенного расходования, а также мест платежа. Условие использования кредита и начисление процентов телеграфируются одновременно министру финансов. Что касается мотивировки и цели настоящего кредита то Рут, настойчиво телеграфировавший о необходимости его предоставит; указал, что он вызывается нуждой Балтийского флота и Варшавского района.[2] Со своей стороны, считая политически неудобным пока подробно разъяснять американскому правительству настоящие причины, ограничился заявлением, что потребность в кредите действительно связана с Балтийским флотом, прибавив, что платежи будут преимущественно производиться в Финляндии. Такое объяснение признано достаточным. Одна? должен высказать убеждение, что в данном вопросе мне необходимо знать, в какой мере Рут поставлен в известность о назначении денег. Всякое несоответствие объяснений, даваемых Руту в Петрограде и мною здесь могло бы создать впечатление о неискренности и недостатке прямоты, что отразилось бы невыгодным образом на будущих финансовых переговорах.

Вообще я придаю значение самому строгому проведению принципа, чтобы кредиты расходовались на те назначения, которые указывают американскому правительству при их испрашивании. Какое бы то не было отступление в этом отношении могло бы поколебать то личное доверие, которое удалось здесь установить и которое является непременным условием достигаемых финансовых успехов.

Бахметьев


[1] Телеграмма не обнаружена.

[2] В телеграмме от 25 июня 1917 г. М. И. Терещенко сообщал Б. Бахметьеву, что «вопрос о валютном займе в Финляндии принял острый оборот ввиду, с одной стороны, отказа сейма, а с другой, вследствие необходимости немедленных платежей в Финляндии. Дальнейшая задержка в разрешении вопроса поставила бы наши войска в Финляндии в тяжелое положение и неминуемо вызвала бы серьезные осложнения» (АВГІР, ф. Посольства в Вашингтоне, д. 80, л. 42). Как выясняется из телеграммы М. И. Терещенко, Временному правительству в случае неполучения валюты для Финляндии пришлось бы ввести там принудительный курс рубля, что «повело бы к объявлению военного положения и могло бы вызвать в Финляндии восстание». Э. Рут поспешил выручить Временное правительство и обратился с этой целью в Вашингтон с ходатайством о предоставлении России кредита в 75 млн. долл. В сообщении Рута не упоминалось о Финляндии, а указывалось, что указанная сумма срочно нужна России для армии и флота и должна расходоваться вне территории Соединенных Штатов.