Записка с изложением решения совещания союзных представителей в Петрограде под председательством А. Гендерсона по вопросам снабжения русской армии.
Не ранее 22 июня 1917 г.[1]
Перевод с английского
22 июня/5 июля в здании английского посольства состоялось совещание союзных представителей под председательством министра Гендерсона с целью обсуждения вопроса о дальнейших мероприятиях, необходимых для продолжения и усиления, если это возможно, поставок для русской армии. Совещание единодушно пришло к мнению, что потери в тоннаже из-за активности вражеских подводных лодок[2] сделали невозможным для союзников полностью выполнить взятые на себя обязательства. Было решено просить Г. Г. Гендерсона и Рута сообщить о создавшемся положении русскому правительству, одновременно заверив его, что решимость союзников сделать все от них зависящее для оказания помощи русской армии во время участия ее в настоящей боевой кампании и операциях, могущих последовать до заключения мира, ни в коей мере не будет ослаблена из-за трудностей, которые сделали невозможным полное осуществление их намерений.
Союзники признают, что их неудача в бесперебойном обеспечении поставок, на что рассчитывали как они, так и русское правительство, должна еще более обременить промышленность России. В подобных обстоятельствах они нарушили бы свой союзнический долг, если бы не представили, в духе самого искреннего расположения, русскому правительству каких-либо предложений относительно усиления производительности таких отраслей промышленности, которые, как представляется, заслуживают внимания правительства. В этом духе совещание предложило г. Гендерсону л г. Руту изложить русскому правительству следующие наблюдения, которые, будучи основаны на опыте, могут быть ему полезны в выработке мер, которых, по-видимому, требует существующее положение.
1. Перевозки
Максимальное количество паровозов и вагонов, которые могут быть изготовлены или доставлены в Россию Соединенными Штатами к концу этого года, даже если русским заказам будет дано наибольшее предпочтение, составит соответственно 850 паровозов и 20 тыс. вагонов. Поскольку, как заявляет русское правительство, фактическая потребность составляет не меньше чем 2000 паровозов и 40 тыс. вагонов, очевидно, что нужда в транспорте в России может быть покрыта только путем более эффективной мобилизации и использования местных ресурсов в области труда, материала и машинного оборудования.
Возможно, что одной из наиболее эффективных мер для исправления положения было бы расширение существующих ремонтных мастерских, открытие тех мастерских, которые были полностью или частично закрыты, сооружение новых в подходящих пунктах и, кроме того, удлинение работы предприятий до двух или трех смен в день.
Русское правительство могло бы немедленно организовать проверку нынешних возможностей заводского оборудования, и союзники охотно сделали бы все от них зависящее для возмещения каких-либо выявленных таким образом недостатков в отношении квалифицированного труда и материалов.
Исчерпывающая проверка возможностей речного транспорта, возможно, могла бы выявить средства для уменьшения перегрузки железных дорог в летние месяцы.
План ликвидации параллельных перевозок, разработанный, как стало известно, русским Министерством торговли и промышленности, должен в случае энергичного проведения его в жизнь быть очень эффективным в устранении излишних перегонов.
Автомобильный транспорт. Поскольку ожидается, что снабжение автомобильным транспортом из-за границы будет сопряжено в течение следующих нескольких месяцев с величайшими трудностями, желательно, чтобы были приняты меры для улучшения организации существующего автообслуживания, особенно имея в виду удаление изношенных машин и быстрого производства ремонта. Союзники будут рады предоставить в распоряжение связанного с этой реорганизацией учреждения любую дополнительную квалифицированную рабочую силу или материал, в которых может оказаться нужда. Следует надеяться, что в качестве безотлагательной меры будут предприняты шаги для предотвращения перегрузки и небрежного обращения с имеющимся в наличии автомобильным транспортом.
2. Кризис в промышленности
Проблема поддержания производства необходимых предметов потребления становится особенно затруднительной из-за переживаемого Россией кризиса в промышленности. Этот кризис в значительной мере является результатом продолжающего-: .в роста цен на все материалы и безграничных требований рабочих, отказывающих:в даже принимать решения арбитражных органов.
Русское правительство, как полагают, предпримет шаги для фиксирования дев на основные материалы, а в отношении угля — закупит всю продукцию, а затем будет продавать его по установленным ценам. Как стало известно, с этой целью будут созданы комиссии, которые могли бы с успехом действовать одновременно как арбитражные органы для разрешения вопросов заработной платы. Кроме того, стало известно, что правительство предпринимает шаги к созданию аппарата для разрешены конфликтов в промышленности и что государство, будучи главной стороной, заинтересованной в бесперебойной работе промышленности, будет в будущем более непосредственно вникать в регулирование промышленных вопросов. Представляется вероятным, что взятые вместе две эти предложенные меры окажутся эффективными в восстановлении устойчивости русской промышленности, от которой в конечном счете должы зависеть ее производительная способность.
До союзных представителей дошли сведения, что в некоторых случаях затруднения в промышленности усугублялись вражескими агентами из среды работаюшжх на фабриках военнопленных, чье передвижение, казалось, не подлежало достаточному контролю.
3. Союзный комитет[3]
Совещание решило создать в Петрограде объединенный комитет союзных представителей, для того чтобы сноситься с русским правительством по всем вопросам касающимся дальнейшего снабжения, и выражается надежда, что русское правительство будет свободно сноситься с этим комитетом и не станет колебаться в деле максимального его использования.[4]
[1] Датируется по содержанию документа
[2] 9 января 1917 г. Вильгельм II дал согласие на неограниченную подводную войну. В течение февраля подводными лодками было потоплено 86 английских судов водоизмещением в 256 394 т, в марте — 103 судна общим водоизмещением в 283 647 т, в апреле—155 судов водоизмещением в 516 394 т. (Р. Гибсон и М. Прондергаст. Германская подводная война 1914—1918 гг. Перевод с английского. 3-е изд., М., 1938, стр. 159).
[3] известно, г. министр категорически отклонил эту мысль в подобной форме и выск=: -л мысль о возможности устройства русско-союзного комитета под своим председатг - ством. А. 8.
[4] Речь идет о созданном впоследствии междусоюзническом комитете по снабжению, фактически контролировавшем деятельность Комитета по заграничному снабжению.