Меморандум Американской международной корпорации министру— председателю Временного правительства с предложением оказать содействие русскому правительству в организации кредитования, технического надзора и перевозки грузов из США в Россию.
Меморандум Американской международной корпорации[1] министру— председателю Временного правительства с предложением оказать содействие русскому правительству в организации кредитования, технического надзора и перевозки грузов из США в Россию.[2]
4 мая 1917 г.[3]
Как известно, Россия в настоящее время очень нуждается в паровозах и вагонах, и крайне необходимо, чтобы она получала их немедленно. Америка — единственная страна, откуда их вообще можно получить.
Как только Россия решит, сколько ей требуется немедленно паровозов и вагонов, придется, для того чтобы обеспечить скорейшую доставку, принять в соображение три задачи:
1) Задача правительства Соединенных Штатов Северной Америки: оно должно открыть кредит и дать распоряжение сталелитейным и прокатным заводам, изготовляющим необходимые материалы, ускорить доставку таковых, а заводам, строящим паровозы и вагоны, изготовлять этот подвижной состав вне очереди и ранее домашних заказов.
2) Задача техническая: технический надзор за постройкой заказанных паровозов и вагонов, так чтобы Россия могла бы получить то, что еп нужно. В настоящее время этими делами весьма удовлетворительно руководствует Русская железнодорожная комиссия в Нью-Йорке с графом Шуленбургом — очень опытным человеком — во главе.
3) Задача коммерческая: должна быть сосредоточена в руках опытного коммерческого дома, действующего в качестве агента русского правительства, который должен иметь не только возможность помещать заказы там, где они будут выполнены по умеренным ценам в кратчайшие сроки, но и способность содействовать согласованию задач правительства по ускорению постройки и по техническому надзору за ними.
Кроме того, коммерческая посредническая фирма должна была бы принять на себя исполнение следующих обязанностей: вагоны должны быть отправляемы из американских тихоокеанских и атлантических портов сообразно со сроками отправки их с различных заводов, изготовляющих их, причем в различных портах должны быть представители фирмы для приемки вагонов; заготовка тоннажа и погрузка вагонов должны производиться с таким расчетом, чтобы они прибыли во Владивосток именно тогда, когда они нужны там для сборки. Они должны прибыть не слишком медленно, но и не слишком рано, чтобы избежать скопления грузов во Владивостокском порту. Фирма должна вообще руководить отправками и принимать вагоны во Владивостоке.
Желательно было бы, чтобы фирма взяла на себя сборку подвижного состава (или по крайней мере руководила бы ею) при помощи опытных механиков, командируемых ею для этой цели во Владивосток. В настоящее время механические сооружения для сборки вагонов во Владивостоке слишком слабы, они не допускают сборки более 100 больших вагонов е день, тогда как сооружения должны быть приспособлены для сборки такого именно количества вагонов и паровозов в день, которое железная дорога может отправить нагруженными на запад — не более и не менее — с таким расчетом, чтобы ни один из этих вагонов и паровозов не возвращался бы обратно во Владивосток, а все могли бы быть использованы внутри Европейской России. Это положение всецело применимо к вагонам, но относительно паровозов требует известной оговорки в том смысле, что первоначально они должны везти лишь .легкие грузы, пока машинные части их не приработались и не уравновесились, но они все же могут сразу возить легкие поезда на запад, и опытный американский машинист должен сопровождать каждый паровоз на протяжении первых 100 верст пробега, чтобы следить за полной исправностью машины и произвести необходимые приноровления.
Таким образом, будет лишь незначительным или даже не будет никакого грузового движения по железным дорогам в восточном направлении, так что пропуск по ним в западном направлении груженых вагонов и паровозов будет максимальный, а в результате Владивосток освободится от залежей товаров. Все решения по предыдущим вопросам следует предпринять немедленно, по крайней мере по тем из них, которые относятся к заказу требующегося оборудования, с тем чтобы не выжидать прибытия сюда или в Америку какой-либо комиссии, ибо оборудование должно быть отправлено в наискорейшем времени, что, в лучшем случае, все-таки еще будет слишком медленно для громадных потребностей России.
Американская международная корпорация предлагает свои услуги как агента для русского правительства для осуществления тех из вышеуказанных задач, поручение коих именно ей будет признано желательным. Эта корпорация имеет надлежащую организацию для этой цели в Нью-Йорке, и она хорошо и в благоприятном смысле известна многим лицам здесь в России, которые, я уверен, охотно подтвердят это, как например американский посол, американский военный атташе, американский коммерческий атташе, а также г. Бахметьев — товарищ министра торговли и промышленности, Национальный Сити Банк Нью-Йорк,[4] Петроградский отдел и др.
Акционерные общества, которые состоят в связи с вышеуказанной корпорацией, доставили и доставляют рельсы русскому Министерству путей сообщения во Владивосток. Всего в продолжение войны они доставили рельсы, паровозы, вагоны, краны и другое оборудование для железных дорог на сумму 25 млн дол., и министерство было вполне довольно поставками, выполненными ими во всем согласно контрактам и без каких-либо споров или трений при исполнении этих контрактов. Эти факты упоминаются только с целью показать, что потребности России хорошо поняты и вполне удовлетворяются некоторыми американскими торговыми домами, если не всеми. Американская международная корпорация имеет в своем правлении многих из передовых финансовых и коммерческих сил в Америке, и она работает с капиталом в 50 млн дол.
Половина этого основного капитала — в руках клиентов Национального Сити Банка, а этот банк представляет собой то финансовое учреждение, через посредство которого русское правительство работает с Америкой. Весь этот план предложен с единственной целью скорейшей доставки подвижного состава для России, так, чтобы она могла бы быть в состоянии использовать сполна свои собственные производительные источники во время войны, которые теперь страдают именно от недостатка в железнодорожном подвижном составе.
Если Россия имела бы достаточно подвижного состава для работы всех доменных печей и для обеспечения их каменным углем и рудой, в настоящее время она могла бы сама вырабатывать много потребного для железных дорог материала, включая рельсы, даже во время войны. Это я[5] знаю на основании очень тщательного исследования ее железных и каменноугольных рудников, которые произведены по личному моему распоряжению. Нет надобности указывать, что обильная доставка подвижного состава в настоящее время в конце концов окажется большой экономией, так как позволила бы России самой удовлетворить в значительной мере свои надобности и сравнительно скоро развить собственную внутреннюю промышленность.
[1] Американская международная корпорация (American InternationalCorporation) создана по инициативе Нэшнэл Сити Бэнк оф Нью-Йорк в ноябре 1915 г. Основной капитал корпорации — 50 млн дол., задача — «исследовать новые поприща для американской предприимчивости» (АВПР, ф. Канцелярии, д. 54, л. 43). Президент Нэшнэл Сити Бэнк оф Нью-Йорк Ф. Вандерлип стал председателем ее правления. В числе 24 директоров корпорации были видные представители финансовой олигархии США.
[2] Копии меморандума были одновременно посланы министру путей сообщения
И. В. Некрасову, в Военное министерство и Министерство иностранных дел.
[3] Датируется по препроводительной
[4] Нэшнэл Сити Бэнк оф Нью-Йорк (National City Bank of New York) — один из старейших и могущественных банков США, организован в 1812 г., принимал активное участие в заграничных операциях. В январе 1917 г. Нэшнэл Сити Бэнк оф Нью-Йорк открыл свое отделение в Петрограде с капиталом в 50 млн дол. Находившийся в России с начала войны представитель этого банка — Мезерв — стал главой отделения.
[5] Вероятно, меморандум составлен Ф. Хольбруком, вице-президентом Американской международной корпорации.