Доклад члена Русского правительственного комитета в Лондоне С. И. Гаврилова на заседании комиссии лорда А. Мильнера
Доклад члена Русского правительственного комитета в Лондоне С. И. Гаврилова на заседании комиссии лорда А. Мильнера[1] о положении со снабжением русских предприятий заграничным заводским оборудованием.
20 апреля 1917
Милостивые государи.
Настоящий доклад относительно снабжения русских казенных и частных работающих на оборону предприятий необходимыми для них ставками, машинами, запасными частями, инструментами и прочими предметами механического оборудования разбивается на 3 части.
В первой части я хотел бы дать вам сведения относительно общего количества заказов на предметы механического оборудования, помешенных в Англии и Соединенных Штатах. Во второй части я хочу доказать вам, что если бы даже все заказы были выполнены, была бы полная возможность отправки их в Россию, согласно программе лорда Мильнера. В третьей части я считаю уместным сказать несколько слов относительно настоящего положения этих заказов.
Заказы, помещенные различными русскими министерствами и частным предприятиями, проходят через отделы здешнего правительственного комитета. Я желал бы дать вам сведения относительно этих заказов, придерживаясь не классификации товаров, а распределения их по отделам комитета. Наибольшее количество заказов было помещаемо или проходило через следующие отделы: артиллерийский, Главного военно-технхнического управления, горнозаводский, Министерства торговли и промышленности, морской, железнодорожный Министерства путей сообщения Союза земств и городов и торгово-машинную часть от торгового отдела.
Детальное перечисление заказов не может представлять для вас интерес, поэтому я его выпускаю.
Торгово-машинная секция. Очень трудно дать сколько-нибудь точную цифру тоннажа, который требуется для заказов, проходящих через эту секцию. Заказы большей частью очень малы и помещаются через торговцев и посредников, главным образом в Англии. Эти заказы, с другой стороны, включают в себя практически все необходимые предметы механического оборудования, запасные части к ним и инструменты для всей массы частных промышленных предприятий России, которые не включены в предыдущие параграфы.
Так как заказы помещаются частным образом и проходят через Русский правительственный комитет только тогда, когда требуется получить разрешение от британских властей на производство и вывоз, я могу дать только приблизительную цифру всего тоннажа для перевозки в текущем сезоне. По моему мнению, он не может превысить 7000 т, и заказы могут быть распределены по группам приблизительно так:
Станки |
31/2% всего количества |
Пневматические, паровые и падающие молота |
21/2 % » » |
Компрессоры и вентиляторы |
1 % » » |
Насосы различного назначения |
11/2% » » |
Паровые машины и нефтяные двигатели |
9% » » |
Паровые котлы и запасные части к ним |
6% » » |
Силовые устройства |
17% » » |
Краны и подъемные приспособления |
5% » » |
Ремни кожаные |
1/2% » » |
Инструменты разного рода |
3 1/2 % » » |
Электрические принадлежности к ним |
3 % » » |
Текстильные станки и запасные части |
34% » » |
Специальные устройства |
13% % » » |
Количество станков для текстильной промышленности и запасных частей к ним кажется сравнительно большим, но, с другой стороны, наша текстильная промышленность привыкла приобретать эти машины почти исключительно в Англии. Огромное количество сукна для армии и также для населения России требует большого увеличения количества машин и в особенности запасных частей, так как вследствие применяемых теперь грубых материалов для изготовления сукна машины изнашиваются очень быстро. Поэтому как не велик тоннаж, я думаю, что очень немногое может быть из него исключено.
Резюмируя вышесказанное, можно утвердительно сказать, что огромная часть предметов механического оборудования требуется для существующих и работающих на оборону устройств, для замены пришедших в негодность и для пополнения оборудования для поднятия производительности заводов. Настоящее условие работы, когда все русские предприятия занимаются массовым производством, требует строгой пропорциональности в количестве станков различных групп. Поэтому недостаток одного пли двух станков отражается часто на продуктивности всего предприятия. Вследствие непрерывной работы в две или три смены, а также вследствие необходимости пополнения числа рабочих малоопытными и часто совершенно неподготовленными новичками, износ и поломки существующего устройства достигают очень высоких цифр. Все эти соображения настолько известны техникам, что я не считаю нужным останавливаться на них долее.
Переходя ко второй части своего доклада, я хотел бы дать вам общую цифру тоннажа всех тех машин и станков, которые, по нашему мнению, могли бы быть отправлены в текущем сезоне. Эта цифра слагается из
следующих цифр тоннажа, требующегося для различных отделов Русского комитета, а именно:
Артиллерийскии отдел |
15000 т |
Главный военно-технический отдел |
17500 » |
Горнозаводской отдел |
3000 » |
Морской отдел |
5000 » |
Железнодорожный отдел |
2650 » |
Союз земств и городов |
300 » |
Торгово-машинная секция |
7000 » |
Все вышеуказанные грузы для артиллерийского, главного военно-технического, морского, железнодорожного и земского отделов должны быть включены в тоннаж, специально резервированный для этих отделов. Таким образом, весь тоннаж, который относится к торговому отделу, совсем мал и, вероятно, не превысит 7000 т. Очень возможно, что по указанным ниже причинам общая цифра тоннажа для перевозки предметов механического оборудования будет значительно ниже, но даже если бы мы приняли максимальную цифру 8000 т, то не может быть никаких затруднений в перевозке этого, сравнительно небольшого количества товаров в Россию. Очевидно, что важность станков, запасных частей к ним и инструментов настолько велика, что места на кораблях могут быть и должны быть найдены, и всякого рода жертвы должны быть сделаны для того. чтобы ввезти в Россию столь много предметов механического оборудования, сколько это практически возможно. Я думаю, что из предыдущего без дальнейшего ясно, что никакого ограничения в количестве заказов на предметы механического оборудования не может быть допускаемо. если только рассматривать дело с точки зрения транспорта. Если бы нам и пришлось уничтожить некоторые заказы, то во всяком случае не потому, что заказанные предметы не могут быть готовы для отправки вследствие недостатка тоннажа, а потому, что они не могут быть готовы для отправки в текущую навигацию.
Всем хорошо известен всемирный недостаток в сыром материале н рабочих руках. Поэтому, настаивая на необходимости доставки в Россию всех помещенных заказов, мы не ожидаем от наших союзников, что они сделают невозможное, а указываем только, что ввиду крайней нужды русских предприятий в механическом оборудовании были приняты всевозможные и практически осуществимые меры к скорейшему изготовлению и отправке заказов.
Переходя к третьей и последней части моего доклада, я, к сожалению, должен упомянуть, что положение заказов на предметы механического оборудования плохо. Позвольте мне напомнить тот факт, который имел место за последнее время. Приблизительно до середины марта наша работа шла если не вполне быстро, то во всяком случае более или менее сносно; начиная со второй половины марта поданные нами аппликации были возвращены нам обратно, и было сделано предупреждение о том, что как эти, так и подаваемые вновь аппликации рассматриваться не будут. В машинном отделе скопилось несколько сотен аппликаций, многие из которых относятся к жизненно необходимым заказам и даже уже готовым предметам. До начала мая обстоятельства не прояснились, и положение оставалось столь же плохим. Практически вся наша работа остановилась. задержалось исполнение уже помещенных заказов, а многие из тех предметов, которые были готовы к вывозу, лежат на заводах либо изъяты для английских заводов. Я не могу не остановиться на последнем, именно на реквизиции. Нам известно много случаев, когда британские власти забирали для английских заводов те станки, которые были заказаны рус-
сними заводами, иногда полностью оплаченные и готовые к отправке. Эти известия достигали нас, к сожалению, неофициально, а частным путем от заводов-поставіциков и посредников, через которых заказы были помещены. Вследствие реквизиции станков ру'сские заводы, без сомнения, попадут в очень трудные условия, так как они рассчитывали получить необходимое для них оборудование, сделали большие затраты и дали определенное обещание русскому правительству. Факт реквизиции даже нескольких станков уже вносит элемент неопределенности и беспорядка, который должен в'лиять на продуктивность работы русских предприятий. Для того чтобы реквизировать станки, нужно знать обстоятельства и положение заводов. Я не думаю, чтобы те лица, которые производили реквизицию, имели в своем распоряжении достаточно фактов, оправдывающих это и указывающих, что русское дело снабжения армии боевыми припасами от реквизиции не пострадает. Я не могу достаточно подчеркнуть важность и серьезность настоящего положения, которое может сделаться в близком будущем критическим. В первой части своего доклада я указал, насколько нужны предметы механического оборудования и на то, что русская промышленность не может быть лишена их без огромного ущерба для. обороны. Между тем по не известным нам причинам есть возможность опасаться, что эти предметы либо совсем не попадут в Россию, либо попадут с огромным опозданием, может быть, даже слишком поздно. Это тяжелое положение неопределенности, естественно, отражается на продуктивности работы как комитета, так и в особенности русских предприятий, которые в настоящее время сильно встревожены приходящими к ним известиями и случаями. Есть много частных случаев, которые по непонятным причинам остаются в положении неопределенности в течение многих месяцев. Чтобы не быть голословным, позволю себе привести следующие факты. Как я указал выше, для Ревельского порта требуется порядочное количество станков для мастерских для расширения существующего дока и для ремонта миноносцев. Далее, значительное количество станков требуется для плавучей мастерской «Анадырь». Оба эти заказа находятся в странном положении: уже четвертый месяц мы не можем получить ни положительного, ни отрицательного ответа, могут ли быть нам предоставлены средства для покупки этих станков и могут ли быть вообще эти заказы исполнены в текущем сезоне. Конечно, относительно этих заказов, как и других, можно быть различных мнений; можно оспаривать степень важности их, но во всяком случае нельзя оставлять вопроса нерешенным в течение столь долгого времени, так как это состояние неопределенности лишает возможности каких бы то ни было действий. В том же положении находится заказ для Ревдинских заводов, которые, как я упоминал, являются единственными заводами для изготовления самых больших снарядов для нашего флота. В таком же положении находится очень большое количество заказов и других отделов. Проходят недели и месяцы, но никакого ответа мы совершенно но имеем. Эти обстоятельства, именно задержка поданных нами ранее аппликаций, медленность в решении вопросов, касающихся кредитов и возможности изготовления станков, обусловливают крайне тягостное положение, из которого надо выйти как можно скорей для того, чтобы не пострадало основное дело войны.
Подписал: С. Гаврилов
Товарищ председателя С. И. Михин
За секретаря С. И. Кучинский
[1] Комиссия под председательством лорда А. Мильнера была образована по возвращении Мильнера с Петроградской конференции и ведала размещением русских заказов в Англии, передачей военных материалов, уступленных русской армии. В ведении комиссии находились кредиты английского казначейства.