Письмо верховного главнокомандующего ген. М. В. Алексеева военному министру А. И. Гучкову об отрицательных последствиях отказа английского правительства от размещения заказов на заводское оборудование для России.
31 марта 1917 г.
Милостивый государь, Александр Иванович.
По имеющимся сведениям, журналы решения Петроградской конференции с участием представителей союзных держав по вопросу о различных заказах за границей на все предметы заводского оборудования в Петрограде сожжены[1]. Одновременно английское правительство, ссылаясь на эти журналы, отказывается разместить дальнейшие заказы на необходимые для нас предметы оборудования, и поэтому до сих нор значительное количество их до настоящего времени остается незаказанным. Вследствие такого положения не представляется возможным приступить к намеченному уже оборудованию шести автомобильных заводов.
В настоящее время дело автомобильного снабжения армии стоит особенно остро. На получение из-за границы автомобилей в ближайшем времени рассчитывать нельзя, между тем требования на них возрастают, почему на фронтах образовался большой их некомплект. Единственным выходом из создавшегося положения, с целью хотя бы несколько облегчить фронты в деле автомобильного снабжения, явилась необходимость создать у нас во внутренних округах империи свои собственные автомобильные заводы, которые могли бы выпускать определенный тип машин и запасные к ним части, а также производить ремонт их.
Однако указанное выше решение английского правительства прекратить дальнейшее размещение заказов на все предметы заводского оборудования значительно осложняет этот вопрос и разрешает его в крайне неблагоприятном для нас смысле.
Крайне было бы желательно настоять перед английским правительством об изменении принятого по сему решения и дать тем самым возможность более широко развить нашу отечественную заводскую промышленность, столь необходимую теперь для нужд действующей армии, хотя бы в вопросе автомобильного снабжения ее.
Прошу не отказать в зависящих по сему соответствующих распоря жениях и о последующем не отказать меня уведомить.
Прошу принять уверение в совершенном моем уважении и преданности.
Мих. Алексеев.
[1] В ЦГВИА в фонде Главного управления Генерального штаба сохранились черновые экземпляры и копии протоколов конференции на русском языке, а в АВПР — полный французский текст указанных протоколов.