Отношение Министерства иностранных дел военному министру о необходимости удовлетворения ходатайства бельгийских предприятий о предоставлении топлива.
12 апреля 1917 г.
Бельгийская миссия в Петрограде обратилась в Министерство иностранных дел со следующим представлением.
Бельгийские предприятия: Об-во Торецкого сталелитейного завода в Дружковке, Южно-Русское стекольное об-во в Константиновне — указывают на свое трудное положение. Недостаток топлива вызвал уже более двух месяцев тому назад прекращение работ в этих предприятиях. Рабочие поэтому бездействуют, причем по требованию военных властей все три общества до сего времени выдавали рабочим значительные воспособления, что вызывает крупные убытки, достигшие для одного лишь железопрокатного завода 250 000 руб.
Все три предприятия, в которые вложены исключительно бельгийские капиталы, лишены с объявления войны всех сношений со своими правлениями: со стороны же русских властей они, по их заявлению, но всегда встречают ту поддержку, коей пользуются подобные же предприятия, имеющие правления в Петрограде.
В настоящее время названные заводы просят
1) особого внимания к просьбам о топливе, обращенным ими в Харьковский комитет по распределению угля;[1]
2) чтобы предоставленное названным комитетом топливо не реквизировалось для железных дорог и, в частности,
3) для Константішовского железопрокатного завода, чтобы Комитет по распределению угля не реквизировал более уголь, принадлежащий Бельгийскому об-ву в так называемом Государевом Байраке. По особом}’ соглашению обоих этих предприятий топливо, добываемое Бельгийским об-вом в Государевом Байраке, поступает для Константиновского об-ва.
Далее миссия сообщила следующие сведения о трех названных предприятиях.
1. Об-во железопрокатного завода в Константиновке. Производство чугун, сталь для снарядов, специальные стали для артиллерии, железнодорожные принадлежности, железо в брусьях и бензол. Месячная потребность в топливе 1 050 000 иуд. угля. Число рабочих 2500 чел. Директор Понсен.
2. Торец кое об-во в Дружковке. Производство: железнодорожные части (стрелки и скрепления), скобы, вагонные и паровозные части, снаряды, детонаторы и иные артиллерийские припасы, части узкоколейных дорог для фронта, походные печи для интендантства. Месячная потребность в топливе 125 000 пуд. угля, 35 000 пуд. кокса и 20 000 пуд. мазута. Число рабочих 2500 чел. Директор Балтазар.
3. Об-во Южно-Русского стекольного завода в Константиновне. Производство: части тяжелых снарядов, прожекторы, перископы, специальные плиты и стекла для флота, огнеупорные материалы для новой доменной печи, сооружаемой на железопрокатном заводе. Месячная потребность в топливе 100 000 пуд. угля. Число рабочих 700 чел. Директор Эне.
Сообщая изложенное, считаю долгом отметить, что, помимо вопроса о целесообразности поддержки названных заводов в целях успеха ведения войны, благоприятное отношение к названному ходатайству вполне соответствовало бы отношению к бельгийским интересам ео стороны России как союзного государства.[2]
Копия настоящего отношения препровождается министру торговли и промышленности.
Товарищ министра Нольде.
За директора кн. Урусов.
[1] По-видимому, имеется в виду Управление главноуполномоченного по снабжению донецким топливом.
[2] Главноуполномоченный по топливу предложил принять срочные меры к предоставлению бельгийским предприятиям донецкого топлива в потребном количестве и обеспечению их топливом в последующее время (см. в том же деле, л. 157).