Меморандум об англо-русских финансовых переговорах на Петроградской конференции

Реквизиты
Направление: 
Государство: 
Датировка: 
1917.02.07
Источник: 
Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской социалистической революции Ч. 2 - М.-Л.: 1957 С. 449-452
Архив: 
АВПР, ф. Второго деп-та, 1—5, «Война», д. 192, лл. 369—375. Копия.

 

7 февраля 1917 г.

Финансовые вопросы, обсуждавшиеся на заседании конференции 25 января (7 февраля)[2] и касавшиеся финансовой помощи, которую должна оказать Англия России, были предметом многократных совместных переговоров г. Барка, лорда Мильнера и лорда Ревельстока. В некоторых переговорах принимали участие гг. Замен, Шателен и Лайтон.

Британские делегаты в самом начале заявили, что они не уполномочены принять за британское правительство какие-либо окончательные обязательства. Их задача заключается лишь в основательном выяснении благожелательной точки зрения нужд России и сообщить[3] такие средства их удовлетворения, которые будут наиболее приемлемы британскому казначейству, имея в виду тяжелое положение, в котором находится в настоящее время британское правительство, также и то, что не только заказы Великобритании и России, но и других стран в нейтральных государствах подлежат удовлетворению.

Потребность России была изложена в шести пунктах:

I. Снабжение предметами, необходимыми на военные нужды, натурой

Под этим понимается, что стоимость предметов, доставленных натурой, ае будет отнесена на счет каких-либо специальных кредитов, открытых России британским правительством, но будет возмещена обязательствами 5% русского Государственного казначейства, согласно уже установленному § 5 соглашения 27 октября 1916 г. порядку в отношении тяжелой артиллерии[4]. Британские делегаты заявили, что этому может быть дано желательное направление и что они посоветуют его держаться британскому правительству.

II. Относительно предметов на военные нужды а также и прочих предметов, заказы коих сосредоточены в Русском правительственном комитете в Лондоне[5]

Британские делегаты заявили, что размер этих заказов на 1917 г. должен быть установлен применительно к программе, выработанной подкомиссией снабжения (если эта программа будет утверждена обоими правительствами); эта программа заключает в себе некоторые заказы, данные как в Америке, так и в Европе.

Британские делегаты выразили свое согласие поддержать перед своим правительством, чтобы подобные кредиты были бы открываемы по мере адобности для платежей, причитающихся согласно постановлениям вы-пеупомянутой программы.

III. Относительно платежей по русскому долгу за границей

Британские делегаты изъявили готовность рекомендовать своему правительству предоставить на остающуюся часть 1917 г. средств в размере, необходимом для удовлетворения этой потребности.

Означенная потребность выражена в двух пунктах:

а) На обслуживание внешнего долга (за исключением Франции) эта потребность выражается приблизительно в размере 3 млн ф. ст. в 44 млн. флоринов.

в) Расходы по учету и переучету русских обязательств Государственного казначейства, как уже выданных, так и имеющих быть выданными в 1917 г.

IV. Свободный кредит для нужд торговли

Русский министр финансов обратил особенное внимание на срочную необходимость в предоставлении кредита для приобретения за границей товаров для таких нужд торговли и промышленности, в коих ощущается потребность как частных лиц, так и армии.

Средства необходимы также для содержания за границей представителей русского правительства и для помощи военнопленным.

Министр финансов на основания предыдущего опыта определил потребность в свободном кредите в размере 5.5 млн ф. ст. в месяц и заверил британских делегатов, что правительство ни в коем случае не будет выдавать разрешения частным фирмам на ввоз товаров без надлежащих гарантий, что соответству ющие соглашения о тоннаже и доставке действительно за ключены и что такой ввоз ни в коем случае не отразится на заказах и закупках русского правительства.

Министр финансов указал далее, что большинство уже имеющихся заказов на удовлетворение нужд частной торговли и промышленности были урегулированы путем так называемых акцептных кредитов, на погашение которых необходимо, чтобы были предоставлены средства.

Британские делегаты приняли к должному сведению крайнюю важность затронутого министром финансов вопроса. Они с особой тщательностью представят означенный вопрос на разрешение во всех его деталях британскому казначейству, но они не считают себя уполномоченными высказать какие-либо соображения министру финансов, насколько британскому казначейству будет возможным согласиться на вышеизложенное.

V. Поддержание курса рубля за границей

Министр финансов также настаивал на необходимости принятия решительных мер для предотвращения дальнейшего падения расценки рубля, за границей. Он обратил внимание на необходимость, принудившую урегулировать заграничные заказы путем продажи рублей, каковая была вызвана крайне незначительным размером вывоза, которым балансировались бы эти покупки.

Ввоз предметов роскоши запрещен, и он заверил делегатов, что строгие и решительные меры будут предприняты в ближайшем времени в видах ограничения ввоза и остальных предметов. Он полагал тем не менее, что одни такие ограничительные меры не будут в состоянии остановить обесценение рубля.

Затруднения внутреннего транспорта, недостаток в сырых материалах и дороговизна труда в высшей степени подняли стоимость жизни. В то же самое время ввиду малой, емкости внутреннего рынка Государственный банк в силу необходимости продолжал учитывать обязательства казначейства, в связи с чем производился огромный выпуск бумажных денег.

Он полагал, что до тех пор пока императорское правительство не сможет внушить доверия к рублю путем установления устойчивости его курса за границей, для правительства не представляется возможным получить в России необходимые средства для покрытия военных расходов, что грозит катастрофой не только в финансовом, но и в военном и политическом отношениях.

Он, однако, не думает, что подобные расходы по интервенции достигнут большого размера, и убежден, что те меры, которые будут предприняты в отношении ограничения ввоза, сделают успешную поддержку рынка сравнительно легкой. Он уверил британских делегатов, что такая поддержка будет производиться с осторожностью и только тогда, когда рубль будет оцениваться в Лондоне ниже 10 ф. ст. за 140 руб. Тем не менее для этого необходим большой резервный фонд, и он надеется, что британское казначейство не откажет открыть кредит в размере 12 млн ф. ст. на каждые три месяца до конца текущего года.

Британские делегаты вполне признали серьезные последствия, свя занные с этим вопросом, и понимают, насколько разрешение означенного вопроса должно озабочивать министра финансов. Они разделяют его опасения, что результатом дальнейшего обесценения рубля могут явиться серьезные последствия как для России, так и для ее союзников, и они готовы рекомендовать принятие мер для исправления этого явления.

Они придают значение принятым предосторожностям в отношении ограничения ввоза и выражают надежду, что таковые меры будут иметь практическое и решающее значение. Согласно полученным заверениям министра финансов в этом вопросе, они будут рекомендовать своему правительству предоставить единовременный кредит в размере 12 млн ф. ст. на три месяца, начиная с 1 апреля. Этот кредит может быть использован в полном размере с момента его открытия в течение трех месяцев.

Разумеется, что открытие каких-либо новых кредитов для этой цели будет зависеть от того, насколько русским и британским правительствами будет признан удовлетворительным результат покупки рублевой валюты в Лондоне совместно с централизированной валютной политикой, проводимой министром финансов в Петрограде, а также насколько будет действительным результат от предохранительных мер, предпринятых в целях ограничения ввоза.

VI. Персия

Императорское русское правительство обращает внимание на потребность в серебре, необходимом для содержания военного отряда в Персии[6]. Русские военные власти в политической комиссии конференции отметили, что эта потребность носит весьма срочный характер. Русский министр финансов пояснил, что для этой цели необходимо серебро на сумму 4 млн ф. ст. до конца текущего года.

Британские делегаты признали важность, которую русские военные власти придают этому вопросу, и они признают, что этот вопрос был и является в настоящее время предметом обсуждения между британским посольством в Петрограде и Министерством иностранных дел в Лондоне.

В этом деле вопрос о выдаче чеков Учетно-ссудным банком Персии затрагивает дипломатическую область, и поэтому они полагают, что они могут только обратить внимание на пожелание русского правительства по возвращении в Лондон.

VII. Покупки в Японии

Императорское русское правительство указало на важность исполнения заказов на военные предметы, помещенных в Японии, имея в виду экономию в тоннаже и дешевизну перевозки.

Британские делегаты согласились с императорским правительством в отношении необходимости получить кредиты в иенах и признали, что в интересах России, Франции и Великобритании начать переговоры по помещении в Японии займа под их общей гарантией.

П. Барк, Мильнер, Ревельсток.



! Подлинник на английском, языке в АВПР не обнаружен.

[2] Финансовая комиссия имела всего лишь одно заседание, па котором министр финансов России П. Л. Барк сделал доклад о положении государственных финансов и просил союзных нредставителей оказать России финансовую поддержку, пропорционально поделив между союзниками финансовое бремя войны. Никаких решений в ходе заседаний комиссии принято не было. Союзные делегаты лишь обещали доложить о пожеланиях Барка своим правительствам. (См.: АВПР, ф. Секретного архива. Трактат, д. 1963, лл. 1—24).

[3] Так. в док

[4] В соглашении от 27 октября 1916 г. в § 5 относительно тяжелой артиллерии говорилось, что тяжелая артиллерия и снаряды, могущие быть поставленными английским Военным министерством на основании уже заключенных контрактов, будут оплачиваться путем депонирования обязательств русского казначейства из намечаемых ежемесячных кредитов (АВПР, ф. Второго деп-та, 1—5, «Война», д. 192, л. 271).

[5] Русский правительственный комитет в Лондоне был создан осенью 1915 г. (на основе Англо-Русской комиссии по снабжению) для производства русских заказов за счет английских кредитов и осуществления контроля за их выполнением. Председателем комитета был назначен представитель Военного министерства ген .-лейтенант Э. К. Гермониус. В его состав вошли представители министерств: Военного, Морского, Финансов, Торговли и промышленности. Государственного контроля, а в 1917 г. — представители буржуазных организаций. Самостоятельность Русского правительственного комитета была номинальной, так как английское правительство сохранило за собой контроль над размещением и оплатой русских заказов в Англии и Америке. (См.: Д.С. Бабичев. Деятельность Русского правительственного комитета в Лондоне в годы первой мировой войны. (1914—1917). Исторические записки, т. 57).

[6] Русские экспедиционные войска были введены в Персию во время первой мировой войны под предлогом борьбы с Турцией. Вследствие отсутствия валюты и обесценения рубля русские войска находились в критическом положении (АВПР, ф. Канцелярии, д. 52, л. 472). Английские представители, пообещав выделить валюту для русского экспедиционного корпуса, в дальнейшем уклонились от выполнения своего обещания.