Спецдонесение ОО ОГПУ о недостатках при комплектовании военных школ. 13 июля 1931 г.
№35
№ 499832
Совершенно секретно
Гамарнику
Начальник ОО ОГПУ Ольский
Комплектование Московской артиллерийской и Саратовской бронетанковых школ курсантами спецнабора (партийцами, командируемыми парторганизациями) проходит неудовлетворительно. Многие из командированных до сих пор не явились (например, в бронетанковую школу из 600 занаряженных пока прибыло 468 человек), а часть явившихся лиц принимает всякие меры к тому, чтобы уклониться от службы в Красной армии, вплоть до выхода из партии и дезертирства. Особо резкие отрицательные настроения наблюдаются со стороны снятых с учебы в гражданских вузах, где, по их мнению, у них были «и свобода, и перспектива в материальном отношении, а здесь нет ничего».
МВО. Московская артшкола: 2 июня курсант Калашников, рабочий, кандидат с 1930 г., командированный МК ВКП(б), подал заявление в ячейку 3-й батареи о том, что он учиться не будет, мотивируя своей слабостью. Заявление заканчивается просьбой исключить его из партии.
Курсант Тюсков, кандидат ВКП(б), также присланный МК ВКП(б), подал заявление в ячейку с просьбой исключить его из партии, мотивируя нежеланием выполнять решения партии о специальном наборе в военные школы.
3 июня к секретарю партбюро явились курсанты Шабуро, рабочий, член ВКП(б), и Денисов, член ВКП(б), и заявили, что они не желают оставаться в школе, так как отбывали уже военную повинность одногодичников и имеют звание комвзвода запаса.
ПРИВО: Бронетанковая школа. Курсант Мокроусов, крестьянин, середняк, рабфаковец, подал рапорт, в котором пишет: «Дальнейшее пребывание в данной школе считаю лишней тратой государственных денег. Свой поступок квалифицирую как несогласие с партийной мобилизацией студенчества в военные школы».
Группа курсантов в числе 10 человек, прибывших из института инженеров с Северного Кавказа (Тиманов, Бодров, Ефимов, Терехов, Ахметов, Степанов, Кремнев, Берниязов, Хингулов и Бармин), настойчиво добивались перед разными инстанциями возвращения их обратно в вузы, в результате чего школа получила телеграмму начгувуза77 об откомандировании их обратно в институт инженеров. Учитывая, что откомандирование этой группы отразилось бы на настроении остальных курсантов, командование школы обратилось в РВС с просьбой отменить распоряжение начгувуза. Не дожидаясь окончательного разрешения вопроса, участники этой группы курсанты Ефимов и Берниязов отказались продолжать учебу; Берниязов в рапорте заявил: «Ввиду решения ЦК ВКП(б) и телеграфного распоряжения РВС об откомандировании меня в институт ИМСЗ и ввиду требования директора института о немедленной отправке меня в институт, что служит основанием неправильного командирования в СБТШ местными партийными органами, поэтому и прошу немедленно откомандировать меня в институт. В случае же невыполнения решений вышестоящих органов с Вашей стороны я рассматриваю как искривление линии партии».
Не ограничиваясь подобными заявлениями, некоторые из наиболее неустойчивых и морально разложившихся дезертируют.
МВО. Артшкола. Прибывший по командировке МК ВКП(б) курсант Зюзин, рабочий, член ВКП(б), получив обмундирование, ушел из школы и до сего времени не вернулся. Прибывший по командировке Нижегородского крайкома ВКП(б) член ВКП(б) Воронков, рабочий, явившись в пьяном виде, во время санобработки ушел из школы и больше не возвращался.
Всего по данным на 1 июля в указанных школах зафиксировано:
1. Подача заявлений о выходе из ВКП(б) в связи с нежеланием учиться - 7 случаев.
2. Отказов учиться под видом болезни и пр. — пять случаев.
3. Дезертирства - три случая.
На созванных политаппаратом школ собраниях для обсуждения указанных поступков также были выступления против оставления в школах и службы в армии, например: ПРИВО, БТШ. Курсант Левашов заявил: «Я один из тех, которые бы меньше всего хотели быть в школе, я подчинился лишь в силу авторитетности соответствующих». Далее Левашов выставил ряд требований, поставив под сомнение возможность получения знаний в школе с явной дискредитацией начсостава. Левашов бывший активный троцкист, из ВКП(б) исключен и арестован.
Хотя общее настроение основной массы прибывших курсантов и остается здоровым, но все же указанные настроения части прибывавших могут отразиться крайне плохо, как на состоянии всей курсантской массы, так и на ходе учебы, если не будут своевременно приняты достаточные меры политвоспитательного и репрессивного порядка.
Помощник начальника 2 отделения ОО ОПТУ Алехин
Оперуполномоченный 4 отделения ОО ОГПУ Баланда
77 Начгувуза - начальник Главного управления педагогических учебных заведений.