Спецдонесение ОО ОГПУ об извращениях в дисциплинарной политике в частях УВО. 13 июля 1931 г.
№34
№ 499833
Совершенно секретно
Ворошилову, Гамарнику, Тухачевскому
Начальник ОО ОГПУ Ольский
Из данных, поступивших от ОО УВО, видно, что за последнее время в некоторых частях увеличиваются факты нечуткого отношения части начсостава к красноармейцам и грубого извращения дисциплинарной политики, что является одной из серьезных причин роста среди красноармейцев недовольства службой и попыток избавиться от таковой.
88-й артполк. За 20 дней (с 15 мая по 5 июня) 1014 человек, в том числе 30 % переменников, посетили врачей с целью добиться освобождения от службы, учебы и получения временных отпусков.
239-й полк. За 22 дня (с 16 мая по 8 июня) врачей посетили 1054 человека, из которых по заключению медработников 105 - симулянтов, 399 - с ничтожными болезнями (подавляющее большинство переменников). В отдельных случаях некоторые красноармейцы на почве недовольства служебной обстановкой прибегают к самоубийствам, членовредительству, отравлениям и т.п.
Красноармеец полуэскадрона 1-го кавполка Ермаков, будучи недоволен службой, 18 мая пытался нанести себе ножом удар в грудь. Покушение было предотвращено. Будучи посажен командованием за этот поступок на гауптвахту, Ермаков 20 мая пытался задушиться. Это покушение было также предотвращено.
Переменник 238-го полка Мартынов, кандидат ВКП(б), в ночь с 23 на 24 мая прострелил себе руку с целью уволиться из армии. До этого Мартынов высказывал недовольство на служебно-бытовой почве.
18 июня с.г. покончил жизнь самоубийством красноармеец 45-го артполка Поликарпов, рабочий, поводом к чему было недовольство на служебно-бытовой почве. (Поликарпов на протяжении короткого времени имел несколько дисциплинарных взысканий, последнее из которых - арест на трое суток, особенно отрицательно сказалось на нем. Как выявлено расследованием, командование части к Поликарпову проявило нечуткость).
17 июня с.г. покончил жизнь самоубийством курсант полковой школы 68-го полка Карпенко, рабочий, кандидат партии. Произведенным расследованием установлено, что Карпенко (примерный в школе), будучи назначен на стажировку отделкомом в одну из рот полка, за короткий срок получил ряд дисциплинарных взысканий за упущение в работе.
Дезертировавший в первой половине июня из 68-го полка красноармеец переменник Степаненко 16 июня с.г. был обнаружен в лесу висящим на дереве.
Наиболее частыми формами извращения дисциплинарной политики являются:
1. Грубое издевательство отдельных лиц начсостава над подчиненными, причем, со стороны некоторых выходцев из классово чуждой среды эти действия носят явно контрреволюционный характер.
30-я дивизия. Помощник командира эскадрона Филонович, бывший офицер, за то, что красноармеец Михайленко не одел на лошадь чересседельник (по боевой тревоге), заставил последнего под страхом расстрела (под дулом винтовки) просить прощения за свой поступок.
133-й полк. Комвзвода Лофакий, сын попа, после принятых красноармейцами уколов отдал приказ одеваться на быстроту, затем построил роту, а отставших построил отдельно и заявил: «Таких гнать надо грязной метлой из Красной армии, только воздух портят». После этого Лофакий повел роту на утреннюю зарядку, заставив каждого проделывать упражнения с двумя винтовками на вытянутых руках. У красноармейцев опухли руки и спины. Красноармейцы говорили: «Тиранят красноармейцев в Красной армии, хуже, чем в царской армии».
Ряд фактов издевательств над красноармейцами отмечен и со стороны отдельных командиров-партийцев. Начальник полковой школы 71-го полка Гурьянович, член партии, единоначальник, заметив, что курсант школы Медведев, рабочий, комсомолец, отказывается прыгать с горки полевого городка, мотивируя это болезнью ног, приказал скинуть последнего с горки.
Пока присутствующие при этом курсанты раздумывали, выполнять ли явно незаконное приказание, Гурьянович сам вскочил на горку и толкнул Медведева, причем, когда последнему удалось зацепиться за край горки, то Гурьянович ударил его ногой по рукам и Медведев полетел вниз.
При падении Медведев ушиб ногу и не мог подняться, несмотря на это, Гурьянович приказал Медведеву встать и вторично прыгать с горки. На отказ Гурьянович распорядился «вытащить его силой на горку и сбросить вниз». Последнее выполнено не было, так как Медведев заплакал и просил товарищей пощадить его. После этого случая курсант Медведев был отправлен в полковой околодок, где пролежал пять суток с ушибленной ногой. По выходе из околодка Медведева Гурьянович арестовал его на 10 суток за неисполнение приказания. (Гурьянович привлекается к судебной ответственности).
Во время стрельб командир взвода приказал взять с собой пулемет. На вопрос красноармейца - зачем брать пулемет, когда по программе пулеметные стрельбы не предстоят, помощник командира роты по политчасти Иванов ответил: «Ты ничего не понимаешь, нужно, чтобы у тебя дурь выветрилась с головы». Тут же Ивановым было отдано приказание красноармейцу выйти из строя и «стоять против ветра с открытым ртом для того, чтобы ветер выдул дурь с головы». Красноармейцем это приказание было исполнено. (Иванов по партийной линии получил взыскание. Снят секретарь партячейки. Материалы направлены прокурору).
Помощник командира взвода 7-го кавэскадрона Лиманец, член ЛКСМ, заставил двух красноармейцев чистить оружие, в результате они опоздали на 10 минут стать в строй и идти на обед. За опоздание Лиманец этим красноармейцам не дал обедать, вечером не разрешил пить чай и на следующий день утром не разрешил завтракать.
2. Подмена воспитательной работы карательными дисциплинарными мерами: комвзвода полковой школы 30-го артполка Вознюк на политзанятиях дал красноармейцу Дедову один внеочередной наряд за то, что последний не ответил на вопрос: «Что такое социализм?» Командир роты 90-го полка Шахотин, член ВКП, арестовал красноармейца Косарева на пять суток за неявку на занятия в школу неграмотных. В отдельных частях 24-й дивизии и 298-м полку на политзанятиях отмечались случаи, когда руководители занятий, совершенно не занимаясь воспитательной работой, налагали взыскания на красноармейцев, плохо успевающих в учебе.
3. Применение коллективных взысканий, наложение наказаний, не соответствующих серьезности проступков, и даже наказание без всякого повода. Комвзвода артдивизиона 70-го полка Ширяев наложил коллективное дисциплинарное взыскание на 8 человек красноармейцев якобы за плохую чистку лошадей. Перед этим была выводка лошадей, и комдивизиона была отмечена хорошая чистка лошадей, в том числе и принадлежащих красноармейцам, получившим взыскания.
Комвзвода 239-го полка Рыбинцев, будучи оставлен за командира роты, наложил коллективное взыскание на 10 человек красноармейцев, несвоевременно явившихся на построение роты. Комвзвода 69-го полка Тертышный наложил дисциплинарное взыскание на красноармейца Артеменко за то, что последний на стрельбе выбил только два очка. Военком 70-го полка Вайнштейн арестовал на 20 суток курсанта-одногодичника за то, что последний не спрыгнул с горки полевого городка. Курсант по своему физическому состоянию от этого упражнения был освобожден врачом. Начальник связи 90-го полка Ильницкий, член ВКП(б), арестовал на трое суток красноармейца Водко за то, что последний на занятиях съел конфетку.
Политаппарат и парторганизации некоторых частей (особенно 30-й дивизии) не ведут необходимой борьбы против подобных фактов извращения дисциплины и издевательства над красноармейцами, пытаясь иногда даже замазывать наличие этих фактов.
Помощник начальника 2 отделения ОО ОГПУ Алехин
Оперуполномоченный 4 отделения ОО ОГПУ Баланда