Спецдонесение ОО ОГПУ об аресте Волынским оперативным сектором ГПУ красноармейцев 132-го Донецкого полка 44-й дивизии УВО. Июнь 1931 г.
№31
№ 497655
Совершенно секретно
Гамарнику, Орловскому
Начальник ОО ОГПУ Ольский
Волынским Оперативным Сектором ГПУ были арестованы красноармейцы 132-го Донецкого полка 44-й дивизии, расположенной в г. Житомире - Полищук Ефим Ефимович и Разнерица Сильвестр Иванович - за систематическую контрреволюционную агитацию среди военнослужащих полка. Контрреволюционная деятельность Полищука Е.Е. и Разнерицы С.И. была полностью доказана материалами следствия.
Допрошенные по настоящему делу в качестве свидетелей лица среднего и младшего начсостава, а также красноармейцы 132-го полка, показали следующее:
Комвзвода Эштеш Л. С.:
«Разводящий командир отделения Власов несколько раз мне докладывал, что Полищук и Разнерица агитируют красноармейцев против советской власти. Ночью же я, находясь в своей комнате, слыхал, что "кто нами правит - Зиновьева нет, Троцкого нет, Рыкова нет, Томского, Пятакова и т.д."».
«Полищук говорил о том, что хлеб у крестьян отбирают, а нам не дают, борщ принесли плохой и тут же начали говорить о коллективизации, причем Разнерица выступил и заявил, что, раньше мы работали на помещиков, а теперь работаем на коммунистов. Тут же Полищук заявил, что разница в том, что у помещиков были сытые, а сейчас голодные. Кроме этого, Разнерица говорил о том, что крестьяне дураки, что они не устраивают бунта, и, тут же задал мне вопрос, почему не устраивают "крестьянскую партию"».
Красноармеец Трусов И.В.:
«Везде Полищук убеждает красноармейцев, что при советской власти живется хуже, чем жилось раньше. О коллективизации он говорит красноармейцам, что это в будущем рабство для крестьян, и что крестьяне глупо делают, что идут в коллектив и не устроят бунта. Несмотря на то, что комвзвода неоднократно пытался разубедить Полищука, последний с ним никогда не соглашался и продолжает в среде красноармейцев проводить агитацию антисоветского характера».
«Разнерица говорил красноармейцам, что нужно создать "крестьянскую партию", тогда будет всем лучше жить».
Отделком Власов В.А.:
«Полищук начал доказывать присутствующим красноармейцам, что сейчас крестьяне на селе не хотят идти в колхоз, а их заставляют насильно, и что благодаря тому, что у кулака все забирают - нет хлеба и, если бы не трогали кулака, то жилось бы всем лучше».
«Полищук везде в беседах с красноармейцами выражает недовольство против мероприятий советской власти и старается склонить на свою сторону контрреволюционную массу».
«Мне известен поступок Разнерицы, выразившийся в том, что 19 февраля сего года в то время, когда он стоял на посту у склада артгородка, оставил винтовку и сам ушел по личной надобности».
Комроты Беренфельц Н.Д. :
«Красноармейцев Разнерицу и Полищука я узнал с момента их прибытия ко мне в роту, примерно, в ноябре или декабре 1930 г. Сразу с момента их прибытия они себя показали как недисциплинированные красноармейцы. Кроме того, в роте вели систематическую работу по разложению роты, в виде того, что "хлеба не хватает", "нас плохо кормят", в столовой выбрасывали [лозунг]: "Да здравствует голод". Были застрельщиками разговоров, что, мол, то, что говорят на политзанятиях - это все вранье. Все это я узнал, когда прибыл из полуторомесячной командировки, что Разнерица и Полищук не перестают вести разлагающей работы среди красноармейцев роты. Кроме того, узнал в карауле в артиллерийском городке, среди караула, что они, будучи в карауле в артиллерийском городке, среди караула проводили контрреволюционную работу».
«Из 45-й стрелковой дивизии 44-й дивизии было выделено 250 красноармейцев, которые до отправки в 44-ю дивизию были собраны в Киеве для дорожных временных работ. В этой команде и находились красноармейцы Разнерица и Полищук. В один из дней эту команду заставили переносить ящики с оружием. Команда была еще не кормлена. Когда начальник боепитания полка приказал брать ящики, красноармейцы Полищук или Разнерица выбежал из строя и крикнул: "Ребята, беги в казарму-не работай, раз кушать не дают", и первый бросился бежать в казарму, а за ним все 250 красноармейцев».
Таким образом, показаниями свидетелей полностью установлено, что обвиняемые Полищук Е.Е. и Разнерица С.И. систематически вели среди красноармейской массы 132-го полка злостную контрреволюционную агитацию, распространяли разные провокационные слухи о чинимых якобы издевательствах над крестьянами, голоде в армии, а также вели подготовительную работу по организации «крестьянской партии».
Дело после окончания следствия было направлено военному прокурору, который его прекратил, несмотря на совершенно точно установленные преступления обвиняемых Полищука и Разнерица. Последние были из-под стражи освобождены и направлены в ту часть, где они находились до ареста. Вопрос о смазывании прокурором конкретных фактов антисоветской деятельности Полищука и Разнерица был поставлен на обсуждение корпусного политсовещания в присутствии комкора 8-го и его помощника по политчасти, решение которого в основном сводится к следующему:
1. Длительная, систематическая антисоветская агитация Полищука и Разнерица установлена совершенно точно.
2. Выступление в караульном помещении прямо вытекало из всей их предыдущей деятельности и явилось попыткой поднять группу красноармейцев на антисоветскую активность.
3. Прокуратурой не только выхолощена политическая сущность дела, но и смазан сам факт конкретной антисоветской деятельности Полищука и Разнерицы.
4. Освобождение Полищука и Разнерицы и в особенности направление их в ту часть, где они находились до ареста, является совершенно недопустимым решением.
5. Вокруг открытого антисоветского выступления Полищука и Разнерицы, проходившего в условиях прямого попустительства со стороны комвзвода, не принявшего решительных мер к прекращению агитации, не было мобилизовано внимание политаппарата и, следовательно, не было проведено ряда мероприятий.
Обвиняемые Полищук Е.Е. и Разнерица С.И. вторично арестованы Волынским оперсектором ГПУ, и дело на них в ближайшее время будет рассмотрено Военным трибуналом корпуса.
Помощник начальника ОО ОГПУ Николаев
Помощник начальника 2 отделения ОО ОГПУ Алехин