Спецдонесение ОО ОГПУ о недочетах в состоянии таджикской группы войск САВО, действующих против басмаческих банд, по материалам на 1 мая 1931 г. 20 мая 1931 г.
№23
№ 494337
Совершенно секретно
Ворошилову, Гамарнику
Начальник ОО ОГПУ Ольский
При общем удовлетворительном политсостоянии красноармейцев и начсостава, действующих против басмачества, частей, в отдельных случаях все же отмечаются отрицательные политнастроения, трусость и прочие факты, снижающие боеспособность этих частей; некоторая часть красноармейцев высказывает кулацкие антисоветские настроения, сводящиеся к тому, что «возникновение басмачества есть результат неправильной политики партии в деревне и кишлаке».
9-й горно-стрелковый полк. Красноармеец Фахрутдинов - середняк, говорил: «Басмачество должно расти с каждым днем, потому что с каждым днем растут экономические затруднения, товаров и хлеба нет. Крестьяне живут неспокойно и плохо относятся к советской власти, а это способствует увеличению басмачества».
В результате недостаточности работы по интернациональному воспитанию фиксируются проявления великодержавного шовинизма и национального антагонизма, выражающиеся в отрицании необходимости защищать Таджикистан.
81-й кавалерийский полк. Красноармеец Ковалев - середняк, заявил: «Если бы здесь не было совхозов и колхозов, не стоило бы защищать этих ишаков».
7-я кавалерийская бригада. «На какой черт драться в горах с басмачами. Пусть они научат этих ишаков (таджиков) самих драться с басмачами, а наше дело защищать колхозы и совхозы».
Узбекская бригада. «В Таджикистане появились басмачи и мы, узбеки, почему-то должны мучиться и защищать таджикскую землю».
Довольно широко распространено мнение среди красноармейцев и начсостава о «непобедимости Ибрагим-бека» и о превосходстве сил последнего над действующими против басмачей частями РККА, каковое распространилось в силу отдельных неуспехов некоторых войсковых соединений и вследствие влияния на отдельные группы красноармейцев, местного населения, обработанного агентурой Ибрагим-бека.
81-й кавалерийский полк. Красноармеец Салалаев, середняк, высказывался: «Раньше басмачество побеждали мы, а сейчас нас бьют; одной бригадой нам не победить, нас всех перебьют». Красноармеец Хасанов — середняк: «Для скорейшего разгрома басмачей необходимо две-четыре дивизии, иначе не сумеем ликвидировать».
102-й стрелковый полк. «Ибрагим-бек имеет 22 000 басмачей. Он хороший полководец. Басмачи сбили самолет, летчика убили, а лет[чик]-наб[людатель] кое-как прибежал в Сталинабад. Вот тебе и техника». В большой степени отмечаются случаи проявления трусости, нарушения дисциплины и неисполнения приказаний.
Узбекский кавалерийский полк. Красноармеец Джафаров во время боя бросил лошадь и бежал в кишлак (привлекается к ответственности).
80- й кавалерийский полк. Отделкомы Рябов и Тимошенко отказались идти в дозор и ушли спать (привлекаются к ответственности).
81- й кавалерийский полк. Политрук Пашинский во время перестрелки с бандой струсил и на глазах у красноармейцев спрятался в складках местности.
Узбекский кавалерийский полк. Комвзвода пульэскадрона Маматкулов, несмотря на трехкратное приказание командира эскадрона, ушел с поста в кишлак, оставив одних красноармейцев (расследуется).
Узбекский батальон. Полевой караул батальона снялся без разрешения (расследуется). Вместе с этим нельзя не отметить фактов подлинного геройства, проявленного некоторыми красноармейцами и политсоставом сводного отряда 79-го кавполка в боях с басмачами 8 апреля сего года. Красноармеец Нечипуренко стрелял из пулемета до последнего патрона и затем передал его лекпому со словами: «Вези скорее, чтобы не отобрали, а меня хоть и убьют, не важно». Нечипуренко был зарублен басмачами.
Отворг ВЛКСМ Сенчуков, окруженный со всех сторон, отстреливался до последнего патрона и погиб.
Один из красноармейцев, видя, что его товарищ ранен и на предложение басмачей последнему сдать им оружие, врезался в окружавшую раненого группу басмачей, многих из них зарубил и не допустил передачи оружия.
В процессе операций выявилась крайняя нерешительность некоторых войсковых начальников, переходящая иногда в боязнь войти в непосредственное соприкосновение с бандами. Эта пассивность, прикрываемая отсутствием указаний вышестоящих лиц, приводила иногда к тому, что некоторые войсковые соединения со значительной огневой силой, способные вести успешный бой с бандой, окружались ею, или, в лучшем случае, банда скрывалась без всяких потерь.
14 апреля командир 81-го кавполка Колесников доносит в штаб группы, что к району озера Ляур-Пуль подходит банда в 100 джигитов, и одновременно запрашивает, что ему делать. Через некоторое время Колесников шлет второе донесение о банде уже в 200 джигитов с тем же вопросом и, наконец, посылает третье донесение с сообщением «окружен, помогите».
Командир Таджб-на Подняк, несмотря на наличие непосредственной близости банды Артыка при следовании ее к Таир-Су, не преследовал ее и даже не вступил с ней в перестрелку из-за «усталости конского состава».
Того же 14 апреля командир 81-го кавполка на троекратное донесение командира разведки о появлении банды в 50 джигитов в районе кишлака Теряк и Санык, которая все увеличивалась и возросла до 600 джигитов, мер никаких не принял и только при появлении на ближайших сопках басмачей, то есть через два часа после первого донесения, выслал эскадрон в 20 сабель, остальная часть полка осталась на месте и наблюдала бой. После этого банда дважды бросалась в атаку на полк, но была им отбита. Деморализованная обстрелом с самолета и артиллерией, банда отступила, но командир полка прекратил преследование, ибо получил донесение о наличии в ближайшем ущелье новой банды, которой, как выяснилось впоследствии, там не было, а были только коровы.
Отдельные командиры войсковых соединений, помимо нерешительности и пассивности в борьбе с бандами, проявили полную растерянность и неспособность ориентироваться, чтобы найти правильное решение.
11 апреля колонна 79-го кавполка, уйдя в глубь ущелья, потеряла связь с головным отрядом. Командир полка Гросберг растерялся и, не будучи в состоянии ввести марш в рамки соответствующей организации и порядка, обратился к штабным работникам (в присутствии коноводов) со словами: «Что мне делать? Разве застрелиться?». Несогласованность действий между отдельными войсковыми соединениями, недоучет важности разведки противника и местности, плохая связь с соседними частями, необеспеченность охранения, позволяли бандитам не только благополучно уходить из окружения, но и наносить тяжелые поражения отдельным войсковым соединениям.
10 апреля авиация бомбила банду в Тунгус-Адыр, нанесла ей значительные потери и деморализовала ее. Гарнизон Аул-Киика, стоявший в пяти километрах от банды, спокойно наблюдал действия авиации, а участия в окончательном разгроме банды не принял, почему банда впоследствии и скрылась.
8 апреля под кишлаком Пейзабула командир эскадрона 79-го кавполка, следуя со слабыми мерами охранения и вступив в бой с превосходящей по численности бандой, не связался со штабом, чтобы получить помощь, почему и был окружен и понес тяжелый урон. Только через четыре часа он был освобожден из окружения подоспевшим другим эскадроном.
22 апреля отряд в составе 25 сабель во главе с заместителем начальника политотдела узбекской бригады Макеевым, отправившийся в район Белес-Рун, был окружен ночью и захвачен басмаческой шайкой неизвестной численности.
Отсутствие надлежащей четкости в работе штабов, неналаженность телеграфно-телефонной связи между частями, нерациональное использование автотранспорта, также значительно отражаются на успешности ведения операции, а отсутствие согласованности и связи между наземными войсками и авиацией, приводят к тому, что авиация бомбит свои войска. 15 апреля авиация бомбила Кзыл-Мазаровский добровольческий отряд. В тот же день командир авиабригады сбросил бомбу в расположение наших частей. 18 апреля авиация обстреливала из пулеметов наши войска.
Помощник начальника 2 отделения ОО ОГПУ Алехин
Оперуполномоченный 4 отделения ОО ОГПУ Баланда