Статья из газеты «L'ceuvre» «И снова на востоке...». 16 июля 1933 г.
№388
Несколько месяцев назад ситуацию на востоке Европы можно было охарактеризовать следующим образом: «Тесные связи между Германией и СССР, открытая демонстрация враждебности между Польшей и Германией289, скрытый конфликт между Румынией и СССР». Словом — множество потенциальных источников проблем, никакой надежды на примирение.
Ключевым моментом видятся германско-польские отношения, усугубляемые, к тому же, с обеих сторон публикациями в националистической прессе. И во всем мире справедливо опасаются, как бы эти непоправимые провокаторские или превентивные действия не привели к приходу гитлеровцев к власти.
Но за последние несколько недель эти позиции полностью поменялись. Впервые с 1919 г. можно говорить о разрядке отношений между Германией и Польшей, так же как и о налаживании отношений между Румынией и СССР на юге и о роспуске Рапалльского договора290.
Разрядка немецко-польских отношений? Как бы обрадовались этому все пацифисты, т.к. это означало бы улучшение отношений там, где мир находился под самой серьезной угрозой! Они думали, что это улучшение — результат совместных усилий демократического правительства в Берлине и демократического правительства в Варшаве. Однако им необходимо было признать, что перемирие лишь вырисовывается, а оба города являются столицами государств с диктаторскими режимами.
После инициированной Польшей сенсационной встречи канцлера Гитлера с послом Польши в Берлине и публикации мало известного коммюнике, согласно которому нацистский лидер признавал существующие договоры291, последовала череда событий: взаимное прекращение в обеих странах кампаний в прессе, официальные переговоры между польским правительством и нацистским президентом о данцигском сенате, двустороннее стремление прийти к согласию по сложным вопросам.
Нам не известно, есть ли в этих стремлениях искренность, или же это — двойной маневр, с помощью которого Германия пытается взять реванш над Польшей или Польша — одолеть Германию.
Мы просто констатируем факт и отмечаем в качестве одного из последствий этого плодотворную деятельность Литвинова. Невольно возникает вопрос, не является ли сближение Рейха и Польши объединением сил против Советской России?
Ни для кого не секрет, что один из государственных лидеров Германии, дипломат г-н Розенберг, специалист по Прибалтике, намерен раздробить СССР292. В связи с этим можно задаться вопросом, не был ли фантастический план гитлеровцев, о котором они разглагольствовали, будучи еще в состоянии оппозиционной демагогии, перенят и применен на практике в Варшаве. И, возможно, речь идет о создании государства, состоящего из территорий трех стран: столица в Варшаве, на севере — Литва, на юге — Украина.
Представители Розенберга утверждают: «Если этот план осуществится, то вопрос Данцигского коридора будет решен, поскольку в Польше будет выход к морю в Мемеле и на юге в Одессе, вопрос с Вильно отпадет, т.к. город будет возвращен Литве путем объединения ее с Польшей. Также налажена будет проблема с СССР, т.к. при отсоединении Украины советское правительство сильно ослабнет в политическом, экономическом и моральном смысле...1*».
Соблазнится ли варшавское правительство этими миражами, наименьшими последствиями чего будет, скажем так, опасность для мира? Возможно. В любом случае, на данный момент очевиден рост антикоммунистических настроений в политике Германии, чем, судя по всему, доволен Ватикан (вспомним одну из последних энциклик Папы и переговоры о соглашении с г-ном фон Папеном)293.
Итак, насколько мы оцениваем мудрость заявлений г-на Литвинова?
Не является ли самым удивительным явлением на Востоке тот факт, что мы читаем в текстах, написанных советским дипломатом, видным членом Коммунистического Интернационала294 такую мелкобуржуазную и консерваторскую фразу: «Еще сильнее должны быть наши усилия, направленные на создание союза между государствами, заинтересованными в сохранении мира, политическом спокойствии и желающими избежать международных политических авантюр».
Жак Кайзер
1* Отточие документа.
289 В основе враждебных отношений между Польшей и Германией в 1920-х — начале 1930-х гг. лежал территориальный вопрос: отторжение в пользу Польши после окончания Первой мировой войны части германских земель (Верхняя Силезия). Ситуация стала меняться после прихода к власти в Германии А. Гитлера, сумевшего сыграть на антисоветских настроениях польских правящих кругов и вынудить Польшу к заключению с Германией 26 января 1934 г. германо-польской декларации о мирном разрешении споров и неприменении силы.
290 Рапалльский договор — договор между РСФСР и Веймарской республикой, заключенный 16 апреля 1922 г. во время Генуэзской конференции в г. Рапалло (Италия). Этот договор фиксировал окончание международной изоляции РСФСР. Для Советской России Рапалльский договор означал ее признание де-юре как государства, а для Германии это был первый равноправный договор после Версаля.
291 Встреча Гитлера с польским посланником в Берлине Высоцким состоялась 3 мая 1933 г. Гитлер предложил удовлетворить интересы Польши за счет СССР.
292 Планы отторжения Советской Украины от СССР в 1933 г. открыто обсуждались в германской прессе; на эту тему выступал начальник Внешнеполитического управления нацистской партии А. Розенберг. В связи с этим и другими фактами в меморандуме НКИД СССР МИД Германии от 26 сентября 1933 г. заявлялось: «Влиятельные германские органы, такие как “Фольк унд рейх”, издаваемые не без правительственной дотации, вновь помещают статьи об отторжении Украины от СССР» (Документы внешней политики СССР. Т. 16. М., 1970. С. 817).
293 В феврале 1930 г. папа римский Пий XI провозгласил крестовый поход против СССР и в дальнейшем поддерживал все антисоветские акции в Западной и Восточной Европе, в том числе с помощью специальных воззваний к верующим (энциклик) против коммунизма. Пий XI сочувствовал идеям фашизма и поэтому в 1933 г. при участии министра иностранных дел Германии фон Палена заключил конкордат с Германией. По указанию папы, католические партии в Германии заняли пронацистскую позицию, враждебную СССР.
294 Коминтерн (III Интернационал) — международная организация, созданная по инициативе В.И. Ленина в Москве в марте 1919 г. с целью борьбы за победу мировой пролетарской революции. В 1933—1934 гг. в состав Коминтерна входило 76 коммунистических партий и групп. Их деятельность контролировало и направляло руководство СССР.