Статья из газеты «Рolitiken» «Последний трудный год». 23 августа 1933 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1933.08.23
Метки: 
Источник: 
Голод в СССР 1929-1934. Том 3. Лето 1933 - 1934 гг. М.: МФД, 2011. Стр. 470-472
Архив: 
Politiken. 23.09.1933. Перевод с датского А.В. Ломагиной.

№386

В прессе с постоянной периодичностью появляются сообщения о бушующем на территории СССР голоде. И это в самый бы, казалось, разгар сезона жатвы. Особенно сложная ситуация сложилась на Украине, на Северном Кавказе и в прибрежных районах реки Волги, т.е. самых плодородных сельскохозяйственных территориях страны.

«Есть все основания полагать, что от голода и недоедания в стране погибли уже более миллиона человек, в основном крестьяне», — пишет американский корреспондент газеты «Гералд-Трибьюн».

Сложившаяся ситуация в СССР особенно ярко освещается немецкой прессой — это своего рода продолжение радиодуэли, ранее имевшей место быть между Москвой и Берлином. Российская сторона в свое время сделала ряд различных репортажей на немецком языке о терроре нацистского режима. Немецкая сторона в свою очередь сделала серию репортажей на русском языке о советском терроре, направленном против советских крестьян и ставшем одной из причин возникновения голода в стране.

Кто прав, кто виноват, в данном случае сложно определить, ведь речь идет о странах, где полностью отсутствует такое понятие, как «свободная пресса». Хотя в правдивости сообщений об ужаснейшем голоде, свирепствующем в СССР, не приходится сомневаться.

* * *

Американский корреспондент журнала «Нэйшн» в Москве Луис Фишер, симпатизирующий советскому режиму, утверждает в одной из своих статей, что «первая половина 1933 г. была очень тяжелой, многие люди элементарно не получали достаточно еды». Причиной этого он считает плохой урожай 1932 г.: тысячи тонн зерна просто-напросто гнили на полях, т.к. в качестве протеста против нововведенной контрактационной системы крестьяне отказывались собирать урожай. Другой причиной разразившегося голода в стране можно считать тот факт, что огромные зерновые запасы были использованы на нужды армии, контролирующей нестабильную ситуацию на Востоке.

Все же, добавляет Фишер, весной удалось целиком и полностью провести засев полей. Также столь ненавистная крестьянами контрактационная система была заменена на о.п.г.1* зерновых. Урожай в этом году, по мнению Фишера, а также других корреспондентов, освещающих данную тему, должен показать настолько рекордные результаты, что во многих местах возможна нехватка рабочих рук при сборке такого огромного количества зерна.

В одесском колхозе урожай настолько хорош, что после сдачи зерна государству на каждого работника колхоза приходится по 18 тыс. фунтов зерна. Луис Фишер считает, что «если бы советские чиновники в деревнях не шли против крестьянства, если бы крестьянство получало помощь городов для сбора урожая и если бы не упразднение британских таможенных пошлин, стимулировавшее экспорт масла, птицы, яиц и т.п., — все эти очень значимые “если” — то проблема с голодом в СССР была бы решена в течение одного или двух месяцев».

Таким образом, вырисовывается следующая картина: страшный голод в СССР прекращается, и решение остальных проблем в отношении снабжения населения предметами первой необходимости принимает более реальные очертания.

Совсем другую картину нарисовал генеральный секретарь Европейского национального конгресса д-р Эвальд Амменде, призывая помочь голодающим районам России так, как это было сделано в период правления Нансена в 1922—23-х гг.287 Он утверждает, что голод в России не только продлится, но и достигнет своего пика в эту зиму. Данный призыв о помощи обращен особенно к поселенцам несоветских национальностей, которые находятся в затруднительном положении из-за своего все еще продолжающегося «пассивного противостояния» советскому режиму.

Начало развития в стране легкой промышленности, которая должна была в обмен на зерно снабжать колхозников продуктами первой необходимости, в свое время безоговорочно стимулировало советское сельское хозяйств. В период пятилетки на первый план вышла тяжелая промышленность, отодвинув сельское хозяйство на второй план. Но интересы крестьян в тяжелой промышленности по сравнению с легкой промышленностью совсем незначительны. На данный момент легкая промышленность СССР опять находится на подъеме, и такие продукты, как мебель, одежда, обувь, предметы домашней утвари и т.п. можно купить повсеместно, если, конечно, есть деньги, желательно золото или иностранная валюта. То есть можно сказать, что относительно вышеперечисленного проблема производства почти решена. Но распределительной системы, создание которой является основной задачей, особенно для коммунистического государства, еще как таковой нет. Сюда же относится и проблема с транспортом. Транспортная система в СССР настолько плоха, что большие города часто страдают из-за нехватки товаров, поскольку нет возможности обеспечивать их требуемым количеством в нужные сроки.

Будут ли данные проблемы решены, и станет ли сталинское предсказание о том, что 1933 г. будет последним трудным годом для СССР, пророческим, покажет зима.

1* Так в тексте.

287 Имеется в виду деятельность норвежского политика и полярного исследователя Ф. Нансена в организации продовольственной помощи голодающим в России в 1921-1923 гг.