Докладная записка управления пограничной охраны и войск Полномочного Представительства ОГПУ по БССР в ЦК КП(б)Б «О наличии эмиграционных тенденций в пограничных районах БССР». 2 апреля 1934 г.
№ 376
Докладная записка управления пограничной охраны и войск Полномочного Представительства ОГПУ по БССР в ЦК КП(б)Б «О наличии эмиграционных тенденций в пограничных районах БССР»276
Совершенно секретно
В связи с рядом мероприятий, проведенных за последнее время правительством в погранрайонах Белоруссии, как то: очистка колхозов от кулацкого и враждебного элемента, паспортизация в 100 км погранзоне, а также репрессии в отношении кулацкого элемента, саботировавшего хозяйственно-политические кампании, усилились эмиграционные настроения и попытки со стороны а/с и к.р. элемента к нелегальному уходу за кордон, особенно среди той части, которая имеет за кордоном родственные связи.
По 3 сельсоветам Плещеницкого р. в течение одного месяца задержано при попытке к переходу в Польшу 21 семейство. В Житковичском, Бегомльском и Краснослободском районах в течение 5 мес. было предупреждено бегство за кордон 18 одиночек и 7 семейств. Из поступивших материалов видно, что погранотрядами по 11 районам учтено к настоящему моменту свыше 200 чел., настроенных к уходу в Польшу, который они намерены осуществить при наступлении благоприятных для этого весенних условий.
Эмиграционные настроения фиксируются почти по всем погранрайонам, но наибольшее распространение их отмечается в Житковичском, Туровском и Дриссенском районах. Вместе с тем в этих же районах, наряду с настроениями к уходу за кордон, имеются также настроения и к отъезду в Сибирь и на Украину.
Туровский р. В колхозе дер. М. Малишево 4 семьи уехали в Сибирь, а 6 семейств собираются уехать на Украину. Причина — необеспеченность продовольствием. Из дер. Тонеж выехало на Украину 20 семейств.
Житковичский р. В колхозе «Пламень Камуны» 17 семейств собирается уехать на Украину. Причина — отсутствие хлеба.
Дзержинский р. В ряде деревень Озерского, Путинского, Сталинского и Нарейковского сельсоветов часть единоличников ликвидирует свои хозяйства и собирается уехать на Украину и другие районы СССР.
Аналогичное положение отмечено в Ушачском и других погранрайонах.
Необходимо отметить, что эти эмиграционные настроения вызваны, главным образом, необеспеченностью продовольствием.
Житковичский р. По 52 колхозам, обслуживаемым МТС, приходится на трудодень зерновых культур: в 12 колхозах от 0,5 до 1 кг; в 21 колхозе от 1 до 1,5 кг; в 14 колхозах от 1,5 до 2 кг; в 5 колхозах от 2 до 3 кг. В колхозах, не обслуживаемых МТС, на трудодень приходится значительно меньше. Этот район в значительной мере пострадал от вымочки посевов.
Туровский р. В колхозах 3 сельсоветов, не обслуживаемых МТС, в среднем на трудодень приходится от 750 до 1300 г зерновых и от 1 до 2 кг картофеля.
Дзержинский р. В 12 колхозах, обслуживаемых Дзержинской МТС, и 19 колхозах Путчинской МТС на трудодень приходится: зерновых 210 г и картофеля 32 г (самый низкий трудодень); зерновых 570 г и картофеля 390 г (средний трудодень); зерновых 838 г и картофеля 404 г (высший трудодень).
Ушачский р. В колхозе «Пролетарий» на трудодень пришлось по 400 г ржи, 45 г яровых и по 1 кг картофеля. Многие колхозники уже теперь не имеют хлеба и питаются разными суррогатами. В колхозе «Целтнэ» на трудодень пришлось по 400 г зерновых и по 1 кг картофеля. Хлеба сейчас нет, вследствие чего имеются случаи опухания детей от голода.
Узденский р. В 8 колхозах насчитывается 1290 чел., нуждающихся в хлебе. Объяснятся это неурожайностью в минувшем году.
Проводим наиболее характерные разговоры, имевшие место среди эмиграционно настроенных колхозников и единоличников.
Полоцкий р. Колхозница-середнячка дер. Венцово в разговоре с односельчанами заявила: «В СССР жить плохо, в колхозах сидят без хлеба, пойду в Польшу к сестре, там живется лучше». Колхозник-середняк колхоза «Чырвоная Полачына» в беседе с гражданами говорил: «В колхозе дальше жить нельзя, работаем много, а ничего нет, нужно идти в Польшу». Единоличник-середняк д. Смолевщина среди граждан деревни говорил: «Если так будет продолжаться дальше, уйду в Польшу, там буду жить лучше».
Плещеницкий р. Колхозник д. Гопоново среди населения говорит: «Нас довели до одной коровы, кушать нечего, а в Польше живется хорошо». Другой колхозник заявляет: «В СССР жить трудно, надо идти в Польшу».
Ушачский р. Колхозница колхоза «Первомайск» говорит: «В Польше жить лучше, я бы сегодня туда ушла, но боюсь, что перебросят обратно».
Житковичский р. Колхозник хут. Копанище говорит: «Хлеба нет, приходится подыхать с голода, есть один исход — идти в Польшу». Середняк дер. Логовище говорит: «Теперь жить трудно, семье кушать нечего, один только путь — идти в Польшу».
Аналогичные разговоры имеют место в Туровском и других погранрайонах.
К.р. элемент деревни всячески использует имеющиеся продовольственные затруднения в колхозах, раздувает их и одновременно распространяет слухи о том, что «в колхозах употребляют в пищу всякую падаль — кошек, мякину и т.п.» (Житковичский и Туровский районы). В Заславльском р. а/с элемент распространяет слухи о том, что те, которые уходят в Польшу со скотом, оставляются там польвластями на постоянное жительство и быстро получают усадебные земли. Отмечаются также случаи распродажи имущества на золото с расчетом уйти с ним за кордон (Туровский р.).
Это положение усугубляется еще тем обстоятельством, что, по имеющимся у нас данным, польскими правительственными органами организована помощь голодающему населению Дисненского у., территория которого граничит с Плещеницким и Бегомльским районами. Слухи об этом проникают в среду населения указанных районов и еще более усиливают эмиграционные настроения среди некоторой его части.
По линии погранохраны приняты соответствующие меры к решительному и своевременному предотвращению попыток эмиграционно настроенных элементов к уходу за кордон. Вместе с тем считаю необходимым принятие ряда срочных мер к улучшению экономического состояния погранрайонов как по линии продовольственной помощи колхозам, так и по линии работы кооперации.
Нач. УПО и войск ПП ОГПУ в БССР Радин
Нач. Оперотдела УПО Сюннерберг
276 И в других районах БССР положение в сельской местности было аналогичным. Это подтверждают, например, сведения из протокола № 10 заседания бюро Дубровенского РК КП(б)Б о заметке в газете «Правда» «Скот уничтожается на глазах райкома» от 20 марта 1934 г. (ГА Витебской обл. РБ. Ф. 7-п. Oп. 2а. Д. 54. Л. 96—97).