Докладная записка «О продзатруднениях и распределении продпомощи по Джамбейтинскому району». 14 марта 1934 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1934.03.14
Метки: 
Источник: 
Голод в СССР 1929-1934. Том 3. Лето 1933 - 1934 гг. М.: МФД, 2011. Стр. 431-433
Архив: 
ГА Западно-Казахстанской обл. РК. Ф. 850. Oп. 1. Д. 6. Л. 18—20. Копия.

№ 351

Докладная записка1* «О продзатруднениях и распределении продпомощи по Джамбейтинскому району»

На 10 марта с.г. по району имеется прикочевавших остронуждающихся 2172 хозяйства, 7093 души, для удовлетворения продовольствием занаряжено продпомощи 1420 ц проса и ржи на 1755 хозяйств. Из этого количества получено от Заготзерно 1098 ц, и с 15 декабря 1932 г. по сегодняшний день выдано на руки, распределено 435 ц из расчета по 24 кг на каждое хозяйство. Местного населения голодающих по району 1047 хозяйств, в них 3554 души — это по 19 аулам, а из трех аулов данных нет. Твердая норма выдачи на хозяйство пока не установлена, и распределение происходит из расчета по 24 кг на хозяйство в среднем по району, но учитывается многосемейность, поэтому выдача колеблется от 8 до 80 кг на хозяйство (от 1 до 12 чел. семейство). О разрешении такой нормы выдачи запрошена область по телеграфу, ответа пока нет. Указанного выше наряда продпомощи недостаточно. Одним прикочевщикам не хватает 417 ц, а поэтому требуется дополнительный наряд на 1589 хозяйств, в том числе и для удовлетворения остронуждающихся из местного населения.

Выборочным обследованием по району выявлено наличие массовых цинготных заболеваний, а также имеется наличие заболевания брюшным тифом и смертности [по] причине истощения на почве систематического недоедания. Как общий недостаток по вопросу распределения продпомощи — это неаккуратное представление раздаточных ведомостей некоторыми аул-советами, а также слабый контроль районных организаций в вопросе слабого распределения среди действительно нуждающихся, благодаря чему имеются десятки случаев, когда продпомощь раздавалась не тому, кому надо, т.е. не голодающим, а просто разбазаривалась среди аульных активистов, хотя аулам по этому вопросу и были даны указания, но РИК и созданная комиссия не установили сразу же твердого контингента, в результате имеют место выдачи по 3—4 кг на хозяйство. В РИК, райком и РКИ поступают сотни жалоб на неправильное распределение и злоупотребления по вопросу продпомощи, но со стороны их не было принято надлежащих мер, благодаря чему хищения и неправильное распределение продолжаются и по настоящее время, лишь по линии райкома ВКП(б) высланы специально недавно уполномоченные, но пока результатов от их выезда никаких нет. Благодаря отсутствию твердого руководства, а также массово-разъяснительной работы со стороны аульных партийных, общественных организаций, в районе имеются следующие безобразные факты:

В ряде аулов района как то: Хангульском, Голощекинском, Шалгинском и Меркском положение населения очень тяжелое, эти аулы почти поголовно голодают. В Шалгинском ауле возвращенцев 97 хозяйств, из них голодающих 80 хозяйств, в них 200 душ из которых опухшие.

Кроме того голодающие и опухшие есть местного населения. Не так давно на почве голода в этом ауле умерло 6 чел., умершие остаются непохороненными, а с 1 октября 1932 года и по настоящее время, по неполным данным, умерло на почве голода 44 чел. Из них возвращенцев 23 и местных 21 человек. В этом ауле председатель аулсовета Бергенов, секретарь ячейки ВКП(б) Кужахметов и быв. председатель колхоза Нурузов разбазарили продпомощи 371 кг, все привлекаются к ответственности.

В Голощекинском ауле возвращенцев имеется 35 хозяйств, в них 98 душ, из которых все поголовно голодают, а местных нуждающихся 83 хозяйства, как из прикочевщиков, так и из местных имеется много опухших, а также больных. Отпущенная продпомощь этому аулу преступно разбазаривается, благодаря чему население аула подвержено голодной смерти, например, из полученной продпомощи 372 кг было разбазарено представителем аулсовета Доукариевым (по соцпроисхождению крупный бай) и секретарем ячейки ВКП(б) Аккужиным (по соцпроисхождению крупный бай), кроме того, по их распоряжению регулярно выдавалась продпомощь баю Ждумагазиеву Мухатаю, лишенному избирательных прав. На почве голода с 1 октября 1932 г. умерло 37 чел., на этой же почве в ауле массовый убой скота идет, например, в феврале мес. было забито около 60 голов скота, из которых крупных 34 головы. В Кендыкульском ауле из 36 хозяйств значительная часть голодает, на почве чего появились болезни цинга и другие. В этом ауле с голода умерло 34 чел. С 1 октября 1932 г. в Мареком ауле на урочище Былкылдак из 80 хозяйств больных цинготных 110 чел., всего же больных по аулу 503 чел., из коих более половины были осмотрены и проверены медбригадой, имеются случаи смертности. В Хангульском ауле умерло с 1 октября 1932 г. 63 человека от истощения и болезни. В Коздыгаринском ауле имеется 50 хозяйств прикочевщиков, из которых большинство голодает, а также имеется много голодающих из местного населения. Полученная помощь среди голодающих распределена не была, а по словам Тозникова продпомощь была разбазарена по инициативе председателя Мулдабекова среди бельсенды.

По вопросу разбазаривания продпомощи по линии милиции закончено 1 дело. За растрату продпомощи 49 кг обвиняется один человек. Дело передано в суд. В производстве РУМа имеется одно дело за разбазаривание 700 кг продпомощи — обвиняются 7 чел. В прокуратуре имеется одно дело на разбазаривание 1178 пуд. продпомощи 1932 г., арестовано 4 чел. По разбазариванию 139 кг продпомощи судом разобрано одно дело. По Косагасскому аулу осужден 1 человек на 10 лет.

Откочевка. Наряду с создавшимся угрожающим положением, в ряде аулов районов появилась тенденция к откочевке, например, с Сикульского аула недавно откочевало 6 хозяйств. С Суналинского аула — 2 хозяйства, откочевывают и из других аулов. Имеются данные об откочевке с таянием снега в Суналинском и Коздыгаринском аулах. Имеются случаи, когда из района уходят просто пешие, в особенности откочевывают из отдельных аулов района Каратюбинской части. По этому вопросу житель Коздыгаринского аула Акконгужиев говорит, что он прикочевал в район с несколькими хозяйствами и в данный момент все сидят голодные. Обращались за помощью в аулсовет и в РИК, но помощи не оказывают, а потому вынуждены откочевать обратно.

Для выяснения более точного положения населения в районе быв. Каратюбинской части высылались медбригады, каковыми подтверждены массовые заболевания цингой и частично другими болезнями, как то: брюшной тиф, грипп, малярия, туберкулез и т.д. В некоторые аулы, расположенные близ Джамбайты, выезжали уполномоченные края и области, где также констатировали острое положение населения, например, аулы Ащесай, Сасы-куль, Кара-оба и др., а также отмечены случаи смерти от недоедания, например, в Ащесае с 1 января 1933 г. умерло 14 чел. и порядочное число находится накануне смерти.

Выдаваемый хлеб в данный момент эффекта не дает, т.к. поддержать им одним ослабевший организм человека не всегда возможно, и со стороны медработников было внесено предложение о выдаче больным и сильно слабым рыбьего жира, кислот в виде экстракта, а также и соленых продуктов, как то: рыба, овощи и т.д. Райорганизациями мер кроме выдачи продпомощи никаких не принято за отсутствием ресурсов. Увеличение продпомощи, а также продссуды местному населению в ближайшие дни, отпуск других указанных продуктов, содержащих в себе много витаминов, крайне необходимы, т.к. ряд аулов находится в необычайно тяжелом положении, и в весеннюю посевную некому будет работать. Кроме того имеются случаи и разговоры об откочевках, и таковая с наступлением тепла может принять большие размеры. Нет никакой гарантии, что по весне может2* аулах. Поэтому необходима медпомощь в виде присылки хотя бы двух врачей на длительный период 1—1,5 мес.

1* Автор и адресат докладной записки  в документе  не указаны.

2* Далее  часть текста  неразборчива.