Докладная записка руководства Майнского района руководству Средне-Волжского края об оказании семенной и продовольственной помощи. 11 февраля 1934 г.
№271
Докладная записка руководства Майнского района1* руководству Средне-Волжского края2* об оказании семенной и продовольственной помощи
Совершенно секретно
В связи с постигшим недородом в южной части района у 40 колхозов, граничащих с Кузоватовским и Барышевским районами, благодаря летней засухе3*. Выполнив полностью государственные обязательства по поставке хлеба, мы не добрали часть натурплаты и 2 % отчисления, в результате чего на трудодень колхозники получили в порядке авансирования от 400—800 г, и в 15 колхозах осталось незначительное количество на семена, которое не обеспечивает полностью их посевную площадь.
У остальных 25 колхозов даже и этого нет. Вследствие чего мы оказались в чрезвычайно тяжелом положении с фуражом для лошадей, каковые с самой уборочной кампании не видят концентрированных кормов. С нашей стороны приняты все меры к сохранению конского поголовья, мы использовали все местные ресурсы, какие только имелись в районе, выдавали колхозам кариандровый отход, и его сейчас не стало. Обязали директоров всех заводов отпускать барду после выкурки спирта, но беда в том, что 2 завода не в состоянии удовлетворить 40 колхозов, и сейчас на винзаводах целые очереди колхозов, приезжающих за 5—15 км за бардой.
Следовательно, одна треть колхозных лошадей ежедневно возит барду. Помимо этого в каждой бригаде построены запарники для запарки грубых кормов. Но все это не спасает наше конское поголовье, т.к. мы при отсутствии концентрированных кормов проводили большую работу на лошадях, подвозили топливо для двух фабрик и выполняем план по лесовывозке ЛПХ, который не выдает фуража. В результате чего у нас чрезвычайно истощенные лошади, у ряда колхозов совершенно не ходят, есть случаи падежа от истощенности. Из 2400 лошадей ниже средней упитанности 2000 г[олов].
Не лучше дело обстоит с продовольствием, если не хуже, для основного кадра, который колхозы стараются сохранить на весеннепосевную, чтобы не сорвать работу, т.к. остальные колхозники, как только узнали, что им ничего не приходится на трудодень, ушли в отход. Колхозы абсолютно не имеют у -себя никакого продовольствия, даже одного килограмма не могут выдать колхознику, в силу чего основной кадр начинает расходиться. Полученная от Вас продовольственная ссуда в количестве 13 тыс. пуд., из которой большая часть пошла на расплату трактористам, для 40 колхозов является далеко не достаточной, этой помощью колхозы прожили только январь мес. и сейчас находятся совершенно без хлеба.
Колхозники форменным образом голодают. Из 40 колхозов 50 % колхозников питаются суррогатом и бардой с винзаводов. Есть случаи опухания: в колхозе им. Ворошилова 9 хозяйств, в колхозе [им.] Селезнева — 6. Ежедневно осаждают районный комитет, райисполком и политотделы — просят продовольствия и фуража, но мы его не имеем. Политическое настроение колхозников ухудшается, начинают распространяться всякие контрреволюционные разговоры: «И хлеба не дают потому, что война начинается»; «хлеба нет потому, что за границу отправили компартиям»; «китайская революция проходит за счет советского хлеба»224. Такое настроение переносится и на фабричных рабочих, в связи с уменьшением пайка с 12 га до 8 га4* на рабочего. С нашей стороны принимаются все меры борьбы с контрреволюционными элементами и их агитацией. Проводит усиленную массовую работу и колхозный актив, честные колхозники, настроенные бороться с трудностями в надежде на то, что государство им поможет, хотя мы ничего не обещаем.
Поэтому мы просим Вас, т. Шубриков, т. Гричман[ов] и т. Полбицын, оказать нам семенную помощь: овса 4640 ц, чечевицы 2114 ц, вико-сено смеси 7561 ц, конопли 800 ц, картофеля 12 тыс. ц, фуражной помощи, хотя [бы] на весенний сев и подготовку к севу лошадей на 2400 голов из расчета 1,5ц — 3600 ц и продовольственную помощь в количестве 7500 ц из расчета минимальной обеспеченности основных кадров в колхозах на предвесенние и весенние работы. Без этой помощи при всей нашей борьбе и большевистской настойчивости мы не сумеем сохранить работоспособность всего конского поголовья и основной кадр колхозников. Обращаясь к Вам с просьбой, мы надеемся, что она будет принята во внимание. Мы заверяем Вас, т. Шубриков, т. Гричман[ов], т. Полбицын, что районный комитет, политотделы, райисполком со всей настойчивостью и энергией будут бороться за быстрейшие сроки, за увеличение урожайности, чтобы не сдать передовые позиции в весеннем севе, завоеванные Майнским р. в севе 1933 г.
Секретарь райкома партии Мицин
Нач. политотдела Выровской МТС Каменских
Зам. нач. политотдела Сталинской МТС Росляков
Пред. райисполкома Макушкин
1* Секретаря райкома партии Мицина, нач. политотдела Выровской МТС Каменских, зам. нач. политотдела Сталинской МТС Рослякова, пред. райисполкома Макушкина.
2* Секретарю крайкома ВКП(б) В.П . Шубрикову, председателю крайисполкома Г.Т. Полбицыну, начальнику политсектора крайЗУ Гричманову.
3* Так в тексте.
4* Так в тексте.
224 Сталинское руководство через структуры Коминтерна и другие каналы оказывало материальную поддержку Коммунистической партии Китая, ведущей борьбу за власть против Гоминьдана. В основном эта помощь заключалась в поставках оружия и передаче значительных валютных средств, на которые закупалось оружие и продовольствие (ВКП(б), Коминтерн и Китай: Документы. Т. IV: ВКП(б), Коминтерн и советское движение в Китае, 1931—1937: В 2-х частях. Ч. 1. М., 2003. С. 39—40). Экспорт зерна в незначительном объеме имел место в Западный Китай в обмен на закупку скота.