Спецсообщение Секретно-Политического отдела ОГПУ СССР «О ходе вселения красноармейских хозяйств в Северо-Кавказский край». 1 ноября 1933 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1933.11.01
Метки: 
Источник: 
Голод в СССР 1929-1934. Том 3. Лето 1933 - 1934 гг. М.: МФД, 2011. Стр. 260-262
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 2. Оп. 11. Д. 1310. Л. 145—147. Подлинник.

№ 194

Совершенно секретно

Всего с начала вселения по 20 октября с.г. прибыло 14 эшелонов с общим количеством переселяемых 5252 чел. Из них: глав семей 2365 чел., иждивенцев 2887 чел., в том числе: мужчин 3408 чел., женщин 1230 чел., детей 614 чел. В числе прибывших: коммунистов 630 чел., комсомольцев 843 чел. Всего с переселенцами прибыло: лошадей 4; коров 268; овец, коз и свиней 397.

В местах формирования эшелонов отправка переселенцев производилась наспех и неорганизованно, в результате чего: 1) Почти как общее явление переселенцы не взяли с собой мебели и других вещей домашнего обихода.

В подавляющем большинстве эшелонов холостяки с собой не везут почти никакого имущества; 2) Не произвели полный расчет с колхозами, многие не успели выкопать картофель; 3) Продуктами питания обеспечены недостаточно.

Сами переселенцы это объясняют полученными обещаниями от вербовщиков о «полном обеспечении, которое их ждет на Кубани». Начальник переселенческого пункта на ст. Калинковичи при погрузке переселенцев заявил: «Мебель, инвентарь и тяжелые вещи с собой не берите. Вам выдадут все на месте».

У прибывших переселенцев почти полное отсутствие лошадей, оставленных колхозами на местах. Также мало привезено коров. Это обстоятельство объясняется также и следующими причинами: а) часть переселенцев перед отправлением скот продавала на убой по спекулятивным ценам; б) многие переселенцы, главным образом, единоличники, едут на ССК пока как на разведку и решили реализовать свое имущество и перевезти семьи лишь после того, как будут осуществлены те обещания, которые им давались при вербовке.

В пути следования отмечаются разговоры антисоветского характера с переселенцами, главным образом, на станциях Никитовка, Иловайская, Марцево, Грязи, Аксай и Кизитеринка. «На Кубани голод, там поели собак. Казаки будут мстить переселенцам, все они имеют оружие». «Вы едете в кубанские станицы, там народ умирает с голоду, и там сейчас нет ни дворов, ни хат, хлеб не сеяли».

Уже сейчас в отдельных станицах в связи с неналаженностью питания и снабжения промтоварами отмечаются факты проявления недовольств переселенцами и случаи обратного отъезда. Из прибывших в стан. Н. Донецкую 14 чел. переселенцев 6 чел. (в том числе 5 членов ВЛКСМ) уехали обратно. Остальные также заявляют о своем отъезде из станицы. «При вербовке говорили, что кому понравятся новые места, оставайтесь, а кто не захочет оставаться, силой держать не будем». В стан. Щербиновской Ейского р. 10 чел. переселенцев (из них 3 члена и 2 кандидата ВКП(б)) отказались от работы, заявив: «Мы ехали не за этим. Мы не завербованные, работать не останемся и едем обратно». В стан. Копайской отказались от работы и высказались за отъезд 5 чел. переселенцев (все члены партии).

Подготовка мест к приему вселяемых

Подготовка мест к приему вселяемых красноармейских хозяйств недостаточна. В большинстве станиц положение с ремонтом домов, образованием продовольственных, овощных и топливных фондов продолжает оставаться напряженным. Данные с мест сигнализируют о том, что хлебофуражные и овощные фонды или не создаются совершенно, или количественно ни в какой мере не удовлетворяют потребностей прибывающих переселенцев даже на первое время. В Курганском и Армавирском районах только одна стан. Вознесенская имеет фонд продовольствия в 50 ц (из 900). По остальным станицам фонды отсутствуют.

В отдельных случаях отмечается очковтирательство в вопросе ремонта домов. В Кореновском р. числится отремонтированных 370 домов — ни один из них по акту не принят, значительная часть отремонтированных домов не имеет стекол и плит. В стан. Ново-Нестеровской Краснодарского р. числятся отремонтированными 262 дома, при проверке оказались годными только 56, остальные без стекол, рам, плит и пр. В стан. Советской из 200 домов полностью отремонтированы только 89.165

Аналогичное положение и по другим станицам Кубани. Политмассовая работа вокруг переселения на местах развернута недостаточно, большинство колхозников не знает, кого к ним будут вселять. В ряде станиц вселение держится «в секрете».

Такое положение используется к.р. кулацким элементом, распространяющим всевозможные провокационные слухи. «Дома ремонтируют для нашей смены. Нас всех будут выселять. Помогать ремонту не нужно, эти переселенцы, как ставропольцы, загрязнят дома и уедут» (станицы Платнировская, Козахатовская, Архангельская, Брюховецкая).

Зафиксированы единичные случаи, когда к.р. элемент, пользуясь недостаточной охраной отремонтированных для переселенцев домов, их разрушает. В стан. Дядьковской дочь кулака Сануская в отремонтированном доме уничтожила рамы, доски и т.д. (Сануская арестована). В стан. Старо-Бережниковской церковно-сектантским к.р. элементом после ремонта и побелки 50 домов в каждый из них были поставлены иконы.166

Нач. 2 отделения СПО ОГПУ Каган

165 Постановлением СНК СССР «Об использовании остатка кредитов для переселенцев на Северный Кавказ» от 5 ноября 1933 г. Всесоюзному переселенческому комитету при СНК СССР разрешалось из отпущенных 3,5 млн руб. переселенцам-красноармейцам и их семьям на Северном Кавказе использовать остатки этих кредитов для хозяйственного устройства переселенцев (оборудования помещений, приобретения мелкого скота и инвентаря) (ГА РФ. Ф. 5446. Oп. 1. Д. 80. Л. 298).

166 О том, как проходил процесс вселения красноармейцев в колхозы СКК дают представление следующие документы:

1.            Постановление бюро Кущевского райкома от 17 сентября 1933 г. В нем содержатся следующие сведения. Сообщается о вселении в колхозы станиц Шкуринской — 200 человек, Кисляковской — 100, Новопашковской — 100, Кущевской — 100 человек красноармейских хозяйств. Для подготовки к их принятию создана комиссия. Директорам МТС поручено из прибывших красноармейцев создать специальные колхозные бригады, «не допускать ни в коем случае распыления», обеспечить их инвентарем и тяглом. Председателям колхозов и секретарям колхозных партячеек поручено «немедленно выделить для красноармейских хозяйств продукты (хлеб, картофель, овощи, масло и др.) не менее 60% потребности до нового урожая по нормам». Председатели сельсоветов должны обеспечить переселенцев жильем, «немедленно произведя учет всех кулацких и пустующих домов», произвести их ремонт. С прибытием переселенцев по линии райсоюза выделялись промтовары (обувь, мануфактура, мыло) не менее чем на 150 руб. на главу семьи. Кроме того, специальным приложением к постановлению колхозы обязывались заготовить на каждую принимаемую красноармейскую семью по 8 пудов овощей (капуста и другие соления). Ввиду ограниченного количества картофеля в колхозах переселенцам рекомендовалось везти картошку с собой. Колхозам, имеющим в своем составе переселенческие хозяйства, устанавливались льготы: сокращение на 50 % посевных заданий красноармейским бригадам; освобождение всех переселенческих семей от индивидуальных поставок молока, мяса, картофеля на 1934—1935 гг.; на три года — от уплаты сельхозналога, культсбора и т.д. (ПДНИ Краснодарского края. Ф. 163. Oп. 1. Д. 130. Л. 20—21).

2.            Телеграмма начальника политуправления МТС Криницкого в Ростов-на-Дону, начальнику политсектора Крайзу Штейнгарту о дезертирстве в колхозах Красноармейской МТС от 17 сентября 1933 г. В ней говорится: «По имеющимся сведениям в колхозах Красноармейской МТС увеличились случаи дезертирства с пяти случаев в июне до 35 в августе, в колхозах Балицкого и Кагановича собираются дезертировать на родину целые бригады. Проверьте эти факты особо тщательно, в связи с вашим представлением МТС Ордену Ленина» (РГАСПИ. Ф. 17. Oп. 167. Д. 39. Л. 110).

3.            Постановления бюро Тимашевского райкома о ходе вселения красноармейских семей от 11—13 ноября 1933 г. В них приведены следующие факты. По состоянию на 11 ноября 1933 г. в район прибыло 1021 хозяйство с трудоспособными — 1210 мужчин, 649 женщин, из них 420 членов и кандидатов ВКП(б) и 338 членов комсомола. Отмечаются «политически здоровые настроения прибывших», несмотря на ряд крупных недостатков вселения и бытового устройства. Предлагается комплекс мер по улучшению быта красноармейских семей: обеспечение мебелью, стройматериалами, снабжение литературой, газетами, выдача молока детям, а также выделение необходимого количества мяса, жиров, крупы и др. продуктов, ремонт подворных построек и т.д. (ЦДНИ Краснодарского края. Ф. 162. Oп. 1. Д. 141. Л. 52—55).