Спецсообщение Полномочного Представительства ОГПУ по Уральской обл. о состоянии животноводства по данным на 10 декабря 1933 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1933.12.10
Метки: 
Источник: 
Голод в СССР 1929-1934. Том 3. Лето 1933 - 1934 гг. М.: МФД, 2011. Стр. 251-254
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 2. Оп. 11. Д. 1050. Л. 170—176. Заверенная копия.

№ 186

Не ранее 10 декабря 1933 г.1*

Совершенно секретно

За последние 3—4 года общее поголовье скота по области значительно сократилось. На 1 июля 1933 г. конское поголовье по сравнению с 1929 г. сократилось на 1 447 800 голов, или на 65,2 %, поголовье крупного рогатогоьскота сократилось на 1 696 300 голов, или на 17,9 %, свиней — на 542 000 голов, или на 50,7 %, овец и коз — на 3 839 200 голов, или на 69,3 %.

За последнее время в результате реализации постановления ЦК ВКП(б) о развитии животноводства по некоторым видам скота (свиньи, овцы, коровы) отмечается рост поголовья. Так, поголовье свиней за 1933 г. в сравнении с 1932 г. увеличилось по области на 140,7 %, в том числе по колхозному сектору на 115,5 %, по единоличному — 101,8 %, по совхозам — 150,3 %.

Снижение поголовья рабочего скота за последние 3 года идет за счет значительного распространения эпизоотии (чесотка, менингит, пироплазмоз, сибирская язва, сап). Распространение заразных заболеваний характеризуется следующими данными: в 1931 г. различными эпизоотическими болезнями заболело 122 417 голов, в 1932 г. 239 142 головы, а за 8 мес. 1933 г. — 187 326 голов. Чесотка, менингит, пироплазмоз и сап распространены главным образом в районах центрального и южного Зауралья; эпизоотия сибирской язвы в районах Предуралья (Чернушкинский, Бардымский, Куединский районы). Широкому распространению эпизоотии в ряде случаев способствует проникший в колхозы кулацко-вредительский элемент из среды работников ветеринарии. Отдельные ветеринарные работники умышленно ставят неправильный диагноз, саботируют своевременное проведение профилактических мер и карантизации. В Березниковском, Чернушкинском и Шадринском районах ветработники разрешали снимать шкуры с павшего от сибирской язвы скота, резать заболевший скот на мясо, от употребления которого заболевали люди. Прививки против заболевания скота умышленно затягивались до начала полевых работ, и таким путем выводилась из строя тягловая сила. В Бардымском р. ветнадзор саботировал профилактические меры. Ветфельдшер Шутов умышленно ставил неправильный диагноз, для противоязвенных прививок стягивал скот с разных мест, в том числе пораженных; больных животных предлагал резать на мясо и употреблять в пищу; снял карантин в двух селах и запретил строить скотомогильники, в результате чего эпизоотия охватила 20 пунктов, всего заболело 180 лошадей. Имеются случаи заболевания и людей. Шутов арестован, ведется следствие. В Куединском р. в распространении сибирской язвы подозревается практик по кастрации животных, который, производя кастрацию жеребцов, заражал их. Лошади после кастрации падали. В Егоршинском р. арестованный по делу массового падежа скота фельдшер признался в совершении ряда вредительских актов путем неправильного лечения скота и распространения эпизоотии. Прививки сознательно затягивались с целью срыва весеннего сева. Заболевания чесоткой определялись и лечились как экзема. Давались распоряжения о содержании больного скота со здоровым. Противоязвенные прививки скоту производились без дифференциации дозировки, т.е независимо от упитанности вливалось одинаковое количество вакцины. Ведется следствие.

В некоторых колхозах, засоренных к.р. кулацким элементом, эпизоотия распространялась через упряжь. В коммуне «Красный Октябрь» Багарякского р., засоренной кулачеством (16 кулаков являлись организаторами коммуны), умышленно заражались здоровые лошади, больные не изолировались от здоровых, в результате из 70 лошадей остались 4. Виновные привлечены к ответственности. В колхозе «Путь труда» Макушинского р. группа кулаков, пробравшись на руководящую работу, оставила неубранными 4 га посева, сгноила 400 ц сена, расхитила 40 пуд. хлеба, организовала массовое уничтожение лошадей, заводила под видом лечения лошадей в яму и обливала их холодной водой до потери сознания, в результате чего от воспаления легких пало 30 голов. Заболевших живыми вывозили на скотомогильники, привязывали их, и они с голоду пропадали. Кулаки осуждены показательным процессом. Аналогичные факты имели место в Свердловском, Ирбитском, Долматовском, Сарапульском и других районах.

Материалы выборочного обследования ряда колхозов сигнализируют об угрожающем положении с созданием кормовой базы в колхозах на 1933— 1934 гг. В ряде районов кормовые запасы ни в какой мере не удовлетворяют потребности.

План сенокосной кампании по области выполнен по всем секторам на 73,1 %, скошено 2 826 175 га сена, на 326 357 га меньше, чем в прошлом году. Еще хуже с силосованием кормов: на 25 октября по области заложено 305 785 т силосной массы, или 36,6 % планового задания, план силосных сооружений выполнен всего на 17,5 %. По отдельным районам (Подовинный, Кизильский, Троицкий, Увельский и др.) к силосованию вовсе не приступали. В ряде колхозов скошенное сено долго оставалось в поле неубранным и сгнило. В Сухоложском р. из 19 700 га скошено только 9191 га, или 46,6 %. В Увельском р. громадные массивы лугов, составляющие 40 % всей площади, остались нескошенными. Только по трем сельсоветам осталось на корню 4800 га травы. Аналогичные факты отмечены в Ирбитском, Омутнинском и других районах.

Невыполнение планов силосования в ряде случаев является следствием надежды на получение концентрированных кормов. В колхозах Гладышского сельсовета Мишкинской МТС вместо 392 т было заложено только 13,5 т силоса, в надежде на получение концентрированных кормов. Между тем колхоз «Красная поляна» вместо требующихся 815 ц концентрированных кормов имеет всего 600 ц. Коммуне «Просвет» требуется 685 ц концкормов, а урожая она получила всего 300 ц.

Особо неблагополучно с созданием кормовой базы в районах, пораженных недородом. Так, 143 колхоза 11 районов обеспечены кормами лишь на 16,2 %.

Планирование кормовой базы во второй пятилетке не увязано с планами развития животноводства. В результате, если исходить из запланированной кормовой базы, то численность скота будет снижена. В Уралскотоводтресте со стороны некоторых плановых работников отмечена тенденция доказать невозможность использования коров как тягловой силы, и в связи с этим практикуется рост волов за счет сокращения маточного поголовья. На заседании дирекции Уралскотоводтреста плановик Дмитриенко, зоотехник Шварц, докладывая оборот стада в IV кв., высказывались за необходимость увеличения волов даже за счет сокращения маточного состава, мотивируя это тем, что опыт текущего года в части применения коров на работах показал отрицательные действия — значительные повреждения и абортизацию. В плане Дмитриенко без всяких оснований запроектировал падеж 650 голов. Установки Дмитриенко не были приняты. Положение с планированием животноводства по районам еще хуже. Большинство районов этим вопросом серьезно не занимается (Увельский, Голышмановский, Магнитогорский, Каменский и др.).

Данные выборочного обследования показали, что ни один район не выполнил программы строительства скотных дворов. Вследствие отсутствия руководства, строительство в ряде мест проводится вредительски. Скотные дворы ставятся на болотах, в грязи, около проезжих дорог и т.д. Качество строительных работ низкое, полы в свинарниках и телятниках устраиваются высоко, без завалин, из-под пола дует ветер, скот гибнет. В Манчажском р. план строительства выполнен только на 30 %. Свиноферма в колхозе «Мировой Октябрь» построена так, что из-под пола дует ветер и снег, в результате пало 13 маток. В колхозах Мишкинской МТС скотные дворы строятся на болотах, некоторые скотные дворы начаты постройкой в 1931 г. и до сих пор не закончены (колхозы им. Блюхера и «Победа»), Качество построек низкое — стены не проконопачены, вовнутрь проникает ветер и снег. В колхозах «Комбайн» и «Колос» овчарни и телятники не имеют потолков и крыш. Райколхозживфермы работой по строительству не руководят. Аналогичное положение отмечается в Сухоложском, Долматовском, Березниковском и других районах.

В животноводческих совхозах также отмечается большой отход поголовья скота, достигший наибольшего размера в 1932 г. Всего по совхозам пало 231 097 голов и забито 113 774 голов. По отдельным системам движение поголовья характеризуется следующими показателями: по Овцеводтресту в 1932 г. было 339 889 голов скота, на 1 октября 1933 г. осталось 152 120 голов; Скотоводтресту — в 1930 г. было 311 945 голов, на 1 октября 1933 г. 119 922 головы; Свиноводтресту соответственно 212 570 — 68 048 голов и Маслотресту — 84 197 и 35 740 голов.

Кроме этого, вследствие неудовлетворительного проведения случной кампании, только за 1932 и 1933 г. не дополучено по этим системам 130 635 голов приплода. Значительный отход поголовья по совхозам обуславливается ростом эпизоотии вследствие недостаточного проведения санитарно-профилактических мероприятий; плохой подготовленностью к зимовке, что вызывает значительный падеж молодняка; плохим подбором кадров, особенно квалифицированных, и засоренностью этих кадров классово чуждым элементом. Персонального учета в совхозах заболевших и подозрительных животных нет, не везде имеется учет неблагополучных гуртов. Больное поголовье в ряде совхозов из общего стада не выделяется и имеет общение со здоровыми. В Большекаменском мясосовхозе на ферме «Многополье» зоотехником Морозовой на неблагополучном гурте был снят карантинный пост (выставленный в с. Мокроусово), и по ее же распоряжению из этого гурта неоднократно доставлялось молоко на завод в благополучную смежную деревню Б.-Песьяново. В Семискульском мясосовхозе изоляторы на фермах и площадки, отведенные для больного скота, не обнесены изгородями. Находящийся в летних изоляторах скот перескакивал через заборы и уходил в благополучные гурты. В совхозе «Путь Октября» подготовка к зимовке не закончена, кошары не продезинфицированы, от навоза не очищены и не отремонтированы, 20 % всего поголовья заражено чесоткой. Положение в совхозах усугубляется отсутствием достаточного оперативного руководства со стороны трестов. Отдельные руководители, выезжая в совхозы, вместо руководства занимаются систематическим пьянством. Так, директор Уралсвиноводтреста Каргашин, находясь в командировке в совхозах «Степное» и «Каширино» в течение 2,5 недель, занимался систематическим пьянством, а по возвращении ввел в заблуждение Уралобком, информируя его о благополучном положении в совхозах, что не соответствовало действительности. Аналогичные факты отмечаются и по остальным трестам.

Решетов

1* Датируется по содержанию документа.