Из доклада Ярославского губернского комиссара К.К. Черносвитова Министерству внутренних дел о тяжелом продовольственном положении в губернии.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1917.08.12
Период: 
1917
Источник: 
Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской социалистической революции Ч. 2 М.Л.: 1957 С.302-303
Архив: 
ЦГАОР, ф. 398, оп. 2, д. 67, лл. 97об.—98 об. Подлинник.

12 августа 1917 г.

...[1]С апреля начали действовать продовольственные управы. В апреле и мае месяцах губернская продовольственная управа видела будущее своей губернии в мрачных красках. Полное отсутствие запасов продовольствия в распоряжении управы, совершенно скудные, не состоящие на учете запасы у населения давали возможность сделать заключение, что в таком положении губерния может продержаться месяц-два, и то ценой больших усилий на пути организации. Начавшийся более правильный по сравнению с прошлым подвоз по Волге нисколько не улучшал положения, ибо назначаемые к ввозу в среднем 400 тыс. пуд. ни в какой мере не удовлетворяли потребности. В результате в начале июня, по сведениям губернской продовольственной управы, появились кой-где признаки голода. Население, по тем же сведениям, в многих местах питалось дурандой, месяткой, в некоторых волостях Даниловского и Ярославского уездов наблюдались голодные опухоли, повышенная заболеваемость и смертность детей. Работать продовольственным управам приходилось под постоянной угрозой со стороны возбужденного населения и среди постоянного ропота. Однако бывшие в некоторых местах вспышки народного недовольства не приняли пока более широкого размера.

Произведенный повсеместный учет потребительских запасов выяснил потребность губернии до нового урожая, т. е. до 1 сентября, в количестве до 540 тыс. пуд., тогда как на август план определяет ввоз едва 300 тыс. пуд.

Перспектива на зиму хуже. Своего хлеба населению губернии хватит только до декабря, остальное время губерния всегда питается привозным, заготовить его можно только в осеннюю навигацию этого года, т. е. до 15—20 сентября, но нет не только данных думать, что это осуществится, но наоборот, результаты бывшего в Н.-Новгороде совещания позволяют думать как раз обратное. Губернская продовольственная управа лишена возможности предпринять что-либо со своей стороны.

Недовольство деятельностью губернской продовольственной управы имеется в части населения определенное, однако созванное губернским, комиссаром по сему случаю совещание установило лишь необоснованную надежду, что при большем проявлении энергии можно привезти в Ярославль хлеб, что хлеб должен быть приобретаем по вольной цене, что молоть зерно надо с отсевом отрубей, нужных для животных и вредных при употреблении людьми. Надежда на возможность привоза хлеба из Уфимской губ., из Сибири и других мест так велика, что делегаты от некоторых волостных и уездных комитетов командируются в Петроград и на места предполагаемого излишка хлеба. Конечно, такие командировки не могут иметь серьезного значения при объявленной монополии хлеба государством и при зараннее определенных планах транспорта хлеба с определенных мест, но надежда достать хлеб, который будто бы в избытке имеется даже в соседних губерниях, все же не оставляет делегатов.

По мнению губернского комиссара, продовольственным организациям государства следовало бы использовать в значительно большей мере, чем это имеет место доселе, готовый торговый аппарат со всеми его могучими навыками, посредниками, влияниями и установившимися техническими приемами. Этому аппарату не нужно объяснять, как достать хлеб. Путем натурального обмена зерна на товары, особо необходимые населению, путем выдачи авансов и другими средствами торговцы, под контролем общественных организаций, могли бы с успехом помогать общему делу.Это свое мнение губернский комиссар имел случай высказывать губернской продовольственной управе...[2]

Губернский комиссар К. Черносвитов.



[1] Опущено описание организации власти в Ярославской губ. после Февральской революции.

[2] Опущен конец док., в котором автор доклада говорит об усилении классовой борьбы е губернии и высказывает пожелания относительно установления «твердой власти».