Записка по прямому проводу заместителя Полпреда ОГПУ по Дальне-Восточному краю С.И. Западного начальнику Секретно-Политического отдела ОГПУ Г.А. Молчанову о ходе хлебопоставок и лесозаготовках по данным на 15 декабря 1933 г.
№ 163
Не ранее 15 декабря 1933 г.1*
Совершенно секретно
На 15 декабря в счет обязательной поставки хлеба государству сдано всеми секторами (без совхозов) 84 902,2 т, или 88,6 % годового плана (после снижения). В том числе колхозы МТС сдали 38 242,7 т, колхозы вне МТС — 21 253,7 т, или 90,5 % годового плана; единоличники сдали 13 365,9 т, или 73,7 % плана. За отчетную пятидневку поступило всего 1489,8 т. Совхозы сдали 18 485 т, или 84 % плана. За последнюю пятидневку прирост лишь на 294,4 т.
Пробравшиеся в колхозы к.р. кулацкие элементы с целью срыва хлебопоставок умышленно затягивали обмолот. Так, в колхозе «Новый труд» Свиягийской МТС машинист молотилки Сахно умышленно не давал канифоли для подсыпки ремней, в результате чего последние нагревались и систематически рвались, молотилка ежедневно простаивала 40 % рабочего времени. Сахно привлекается к ответственности. В колхозе «Труженик» Архаринского р. вследствие саботажа правления осталось 34 га неубранного овса под снегом. Пред. колхоза Удалов (член ВКП(б)) предается суду.
Ход лесозаготовок представляется в следующем виде: всеми объединениями ЛПХ заготовлено леса по рубке 890 814 кбм, или 33,17 % плана. Вывезено 179 663 кбм, или 15,8 % плана.
Слабые темпы лесозаготовок в основном обуславливаются неповоротливостью организаций в части вербовки рабочей и тягловой силы, преступной бездеятельностью со стороны администрации леспромхозов и отделов ОРСа, которые в ряде мест оказались совершенно неподготовленными к приему рабочих, не обеспечили последних жилищами, прозодеждой и продснабжением. В результате отмечаются многочисленные случаи бегства завербованных рабочих с лесозаготовок. По всем объединениям требуется 46 463 рабочих, а имеется только 17 455, в том числе вербованных 9344; лошадей необходимо 20 455, имеется только 8760 в том числе вербованных 3843 лошади. В ряде мест вербовка производится без всякой разъяснительной работы. Так, в с. Капитоновка вербовщик Вяземского леспромхоза вместо заключения договоров с каждым колхозником в отдельности ограничился только формальным подписанием договора с пред, сельсовета на 45 чел. В результате такой вербовки ни один человек на работу не вышел. Иманский ЛПХ приступил к вербовке рабсилы в селах тогда, когда уже большинство колхозников и единоличников ушли на охоту. Представитель Иманского ЛПХ Хозан при проведении вербовки в дер. Самуромка на собрании заявил: «Я сижу у Вас давно, а результатов нет, дайте же мне документ, что Вы совершенно отказываетесь идти в лес, или сейчас же отправляйтесь на работу». Допущенные перегибы при вербовке вызвали нездоровые настроения среди части колхозников и тенденции к бегству. В Бакинском леспромхозе ни на одном участке общественное питание не организовано, каждый рабочий готовит для себя, необходимой посудой, чашками, ведрами кухня не обеспечена, закупленная посуда ОРСом с июля мес. лежит на складе во Владивостоке. В бараках нет света, пом. директора Ананьев и плановик Сучков, пробыв на участках Силан Ялнан несколько дней, никакой помощи руководству участками не оказали. На почве неудовлетворительных материально-бытовых условий из числа прибывших колхозников Ланчаковского колхоза сбежало 16 чел., Васильевского 5 чел., из завербованных во Владивостоке сбежало 25 чел.
Руководящий состав ОРСа Вяземского леспромхоза в течение трех месяцев менялся трижды, ввиду его неработоспособности и засоренности чуждым элементом; один зав. ОРСа осужден к 5 годам за ряд преступлений. Несмотря на это трестом прислан новый нач. ОРСа Диряев, который с первого же дня систематически пьянствует, разбазаривает продукты и прозодежду рабочих. Инструкторы по снабжению Гурманский и Лейбенград совершили ряд преступлений, за что были арестованы, но райпрокурором Плаксиным на второй день были освобождены, после чего они, захватив 7 тыс. руб., скрылись. Приняты меры к розыску.
17 ноября вследствие плохого питания рабочие отказались выходить на работу. Директор Войноровский мер к улучшению питания не принял. Из-за отсутствия квартир присланных ссыльных в количестве 20 семей на участке Мазановского ЛПХ не принимают. Строительство новых бараков и ремонт старых администрация ЛПХ затянула до самой зимы, высланное трестом в октябре стекло до сих пор не получено, окна завешиваются мануфактурой. В Вяземском ЛПХ строительство бараков сорвано, имеющаяся жилплощадь рабочих не обеспечивает. Вследствие перегруженности бараков создается угроза распространения заразных болезней среди рабочих, т.к. заболевания сыпным тифом в районе уже отмечаются. В бараках умывальников и ведер для воды нет, помещения освещаются простыми «коптилками», баня полуразрушена, вместо тазов для мытья в бане стоит грязное деревянное корыто. Еще хуже жилищно-бытовые условия в Архаринском ЛПХ. Прибывающие колхозники пишут правлению колхоза письма со следующими жалобами: «сидим голодные, в казармах грязно, холодно и сыро, по вечерам сидим в темноте, нет ламп, лошади стоят под открытым небом, овса лошадям не дают, работа не организована, гоняют нас с делянки на делянку, уже восьмой день сидим без работы».
По существу изложенных фактов на местах информированы районные партсоворганизации. Одновременно нами даны конкретные указания облотделам и РО ОГПУ об усилении агоперработы на лесозаготовках с целью своевременного вскрытия организованной к.р. кулацкой деятельности и саботажа лесозаготовок.142
Западный
1* Датируется по содержанию документа.
142 Центр реагировал на ситуацию в ДВК выделением региону зерновых ссуд (см. постановление ПБ «О семенной ссуде ДВК» от 23 декабря 1933 г. (РГАСПИ. Ф. 17. Oп. 162. Д. 15. Л. 160).