Спецсообщение Полномочного Представительства ОГПУ по Нижне-Волжскому краю о ходе хлебопоставок по данным на 23 октября 1933 г.
№ 134
Не ранее 23 октября 1933 г. 1*
Совершенно секретно
Необходимого перелома в ходе хлебосдачи не достигнуто. 4-я пятидневка, по сравнению с 3-й, дала незначительное увеличение: за 3-ю было заготовлено 28 257 т, а за 4-ю — 41 700 т. Октябрьский план выполнен на 18,9 %, годовой на 66 %125.
В ряде районов не сломлены благодушие, успокоенность, самотек в работе партийных организаций, последние не взялись по-боевому за выполнение решения крайкома по этому вопросу.
Со стороны ряда сельских работников отмечаются растерянность, факты бегства с работы. За последнее время сбежали 2 секретаря партячейки, 2 пред. колхоза, 2 пред. сельсовета, 3 члена правлений, 6 бригадиров, 2 завхоза. Бегут из опасений репрессий. Из колхозов «2-я пятилетка» и им. ОГПУ Ново-Николаевского р. сбежали секретари партячеек Семаков и Денисов. Из колхоза «Заря коллективиста» Серафимовичского р., опасаясь ответственности, сбежали пред. колхоза и пред. сельсовета (оба члены ВКП(б)).
В ряде районов низовые работники, узнавая о предоставленных скидках соседним колхозам, тут же прекращали вывоз хлеба, ожидая «авось скостят». Некоторые составляли дефицитные балансы, несмотря на возможности выполнить обязательства по хлебосдаче. В Малосердобинском р. уполномоченным КомзагСНК было разослано ряду колхозов распоряжение с вызовом пред. колхозов по вопросу предоставления скидок. Об этом распоряжении тут же узнало большинство колхозов, которые в расчете на получение скидок прекратили вывоз хлеба. (Уполномоченный КомзагСНК с работы снят, поставлен вопрос о пребывании его в партии.)
Выжидательными настроениями охвачены работники значительного количества районов. Эти настроения нередко возглавляются районным руководством (Татищевский, Тамалинский, Лопатинский, Пугачевский, Самойловский и ряд других районов).
Отдельные райорганизации по-прежнему крайне нерешительно применяют закон о зернопоставках по отношению к колхозам, уклоняющимся от выполнения обязательств по хлебосдаче. Так, в Дубовском р. на заседании РК ВКП(б) при обсуждении вопроса о наложении штрафа на Лозновский колхоз (выполнил годовой план по всем видам на 36 %) секретарь РК ВКП(б), нач. политотдела М. Ивановской МТС и заворг РК в прениях заявляли следующее:
«Штрафовать колхоз — это значит угробить его. Штраф всей своей тяжестью ляжет на плечи лучших колхозников, которые в тяжелой обстановке этого колхоза тянут его. Штраф колхоз легко выполнит, но ударник получит меньше на трудодень. Если мы сейчас наложим штраф, то колхозники бросят работать, это мероприятие не будет стимулировать». В связи с этим была вынесена резолюция, отклоняющая предложения о штрафе. В этом колхозе еще не обмолочен хлеб с площади около 4 тыс. га, в то время как руководящие работники открыто заявляли: «План хлебосдачи выполнять нечем, нужно прекратить отгрузку хлеба». (Информированы краевые организации.)
Широкие размеры принимает прямой кулацкий саботаж хлебосдачи. По 127 учтенным колхозам 24 районов (преимущественно северо-западных и казачьих) обнаружено на токах и в амбарах 220 тыс. пуд. чистого хлеба, не вывозившегося в ряде случаев по 15—20 дней (Клетский р. — 25 тыс. пуд., Преображенский — 20 тыс., Хвалынский — 10 тыс., Балашовский — 60 тыс., Березовский — 16 тыс., Татищевский — 14 тыс., Алексеевский — 25 тыс. и т.д.). Укрытие доброкачественного зерна в озадках, во 2-х и 3-х сортах, в различных «фуражных» отходах для птиц и т.д. принимает значительные размеры. Только по 173 колхозам 25 районов обнаружено в озадках и прочих отходах 320 тыс. пуд. чистого зерна (Клетский р. — 26 тыс. пуд., Лопатинский — 12 тыс., Самойловский — 13 тыс., Ново-Николаевский — 13 тыс., Преображенский — 70 тыс., Серафимовичский — 30 тыс., Воскресенский — 26 тыс., Кумылженский — 16 тыс., Ново-Аннинский — 60 тыс. и т.д.). Озадки и прочие отходы, как правило, засыпаются в колхозные амбары. Установлен ряд случаев, когда с озадками умышленно смешивалось чистое зерно. Это нередко возглавляется низовыми руководящими работниками — пред. колхозов, пред. сельсоветов, секретарями партийных ячеек, в большинстве классово чуждыми элементами — кулаками, быв. белогвардейцами. В Глазуновском колхозе Кумылженского р. обнаружено 3800 пуд. пшеничных озадков, содержащих до 30 % зерна, около 2 тыс. пуд. «фуражных озадков», содержащих до 15 % зерна. Саботаж возглавлялся группой быв. белогвардейцев в числе 4 чел. Группа ликвидирована, озадки провеиваются, хлеб сдается.
По 26 колхозам Клетского р. обнаружено в амбарах около 26 тыс. пуд. озадков. В В. Черенском колхозе обнаружено свыше 3 тыс. пуд. озадков, содержащих до 70 % зерна. Саботаж возглавляло руководство колхоза, в том числе 2 кулака. (Арестовано 5 чел., приняты меры к очистке озадков и вывозу хлеба.) По 21 колхозу Серафимовичского р. обнаружено свыше 30 тыс. пуд. озадков с наличием в них свыше 10 тыс. пуд. доброкачественного зерна. (Арестовано 15 чел., в том числе: 3 реэмигранта, 2 быв. подхорунжих, 1 быв. жандарм, 8 быв. белогвардейцев.) Аналогичные факты имеют место в Лысогорском, Ольховском, Балашовском и других районах.
Наряду с этим по 23 колхозам вследствие недоброкачественного обмолота большое количество зерна остается в соломе и мякине. В ряде случаев в этих целях обмолачивается влажный хлеб без предварительной просушки. В колхозе «Серп и молот» Преображенского р. группа кулацко-белогвардейского элемента в составе 8 чел. (Ольшаков — кулак, сын активного белогвардейца, Донсков — сын кулака, работал бригадиром, Пудовкин — кулак, быв. активный белогвардеец, Еремичев — кулак и др.) производила вредительский обмолот с оставлением в соломе и мякине до 30 % зерна. (Группа ликвидирована.) В хут. Борисовский Ново-Аннинского р. арестована группа в составе 3 чел. (Алимов, Краснов и Галейкин — все зажиточные, быв. белогвардейцы), которая при обмолоте умышленно оставляла в мякине и соломе до 30 % зерна. Саботаж хлебосдачи в ряде колхозов идет по линии умышленного замедления темпов обмолота. В Алексеевском, Клетском и
других районах около половины молотильных агрегатов (из числа имеющихся) бездействовали, остальные работали с нагрузкой 40—50 %. Не был организован круглосуточный обмолот (Колышлейский, Камышинский, Сердобский, Турковский и другие районы).
Одной из форм к.р. деятельности врага в целях понижения производительности труда является попытка дискредитировать метод ударничества путем травли ударников, ограблений, угроз и т.д. В хут. В. Гнутовском Н.-Мирского р. ликвидирована группировка из единоличников в составе 9 чел., которые, пользуясь отсутствием колхозников, ночью врывались в квартиры ударников, забирали весь хлеб и домашние вещи, вплоть до носильного белья. У ударника Епифанова было украдено 3 пуда муки, у ударника Бирюкова — 4 пуда муки, у ударниц Грушевой и Бактиновой — 7 пуд. муки и носильные платья. Похищенный хлеб складывался в ямы, специально приготовленные для этого во дворе у участника группы Мельникова. Деятельность членов группировки вызвала массовый невыход колхозников на ночные работы. (Группа ликвидирована.)
В колхозе им. Калинина Ново-Николаевского р. ударник Шкуратов и ударница Косовцова во время молотьбы показывали колхозникам, как надо работать, чтобы выполнять нормы. В это время колхозники Семинютин — сын быв. волостного старшины, из зажиточных, и Поставничев — быв. зажиточный начали придираться к указанным ударникам, заявляя: «Вы, ударники, продались правлению за поросят и телят, за них дерете свои шкуры, а глядя на вас, и нас заставляют работать, ничего вы этим не добьетесь, всех ударников надо гнать из нашей бригады, чтобы они не мешали работать». После этого Косовцова пришла в правление и заявила: «Выпишите меня из ударников и возьмите вашу премию». (Семинютин и Поставничев арестованы.) В Калединском колхозе Серафимовичского р. 2 бригадира-кулака травили ударников, необоснованно исключали их из колхозов, снижали трудодни, заявляя им: «Любили ездить на нашей шее, а теперь терпите, мы на вас не так поездим».
Сохраняет значительные размеры к.р. агитация, направленная на создание среди колхозников тревожных настроений за обеспеченность хлебом после выполнения обязательств по хлебосдаче — «весь хлеб вывезут, колхозникам ничего не останется, надо бежать из колхоза». В результате имеют место невыходы на работу. Так, по 9 колхозам Серафимовичского р. не выходят на работу около 300 чел. По 2 колхозам Балашовского р. (с. Грязнуха) на 600 трудоспособных выходят на работу только около 200 чел. Организаторы арестованы.
Новак
1* Датируется по содержанию документа.
125 Подобная ситуация отмечалась и в спецсообщении ПП ОГПУ НВК «О ходе уборки урожая и хлебосдачи в НВК» по данным на 15 октября 1933 г. В нем указывалось, что в ряде районов вследствие недоброкачественной уборки потери достигают свыше одного центнера, в отдельных колхозах находящийся на токах намолоченный хлеб вследствие безобразного отношения к хранению его подвергается прорастанию, гниению и т.д. (ЦА ФСБ России. Ф. 2. Oп. 11. Д. 1049. Л. 158—162).