I. Общие установки плана

I. Общие установки плана

Строительство неподвижных сооружений[1], о котором идет речь в настоящей главе, занимает в пятилетнем плане исключительно видное место по относительному и абсолютному объему вложений. В самом деле, денежные вложения в него, исчисленные в ценах 1926/27 г., составляют по отправному варианту 29 млрд. руб.[2] за 5 лет для обобществленного сектора и 8,5 млрд. руб. для частного; по оптимальному варианту для обобществленного сектора предвидится 37 млрд. и для частного — 8 млрд. руб. Ежегодные вложения в тех же ценах возрастают для обобществленного сектора от 33,3 млрд. руб. в 1928/29 г. до 8,6 млрд. руб. в 1932/33 г. по отправному варианту и до 12 млрд. руб. по оптимальному.

Этот огромный рост строительства определяет предпосылки, положенные в основу строительной проектировки пятилетнего плана: а) удешевление строительства; б) такая постановка строительного дела, которая обеспечивает материальную, техническую и организационную возможность возведения колоссальной массы самых разнообразных по цели, конструкции и размерам объектов, составляющих весь комплекс строительных заданий, настоятельно предъявляемых всеми отраслями народного хозяйства.

В виду значительности намечаемых вложений, выполнение этих предпосылок само по себе представляет задачу величайшей сложности, усугубляемой еще тем, что в настоящее время строительное производство и фабрикация строительных материалов очень отстали от предъявляемых к ним требований; между тем, им предстоит выполнить работу, посильную только для мощной, технически передовой и прекрасно поставленной в организационном отношении отрасли промышленности. В этом и заключается главная трудность: строительство должно не только строить, но и само — одновременно перестроиться.

В анализе строительного плана поэтому должны занимать преобладающее место не рассмотрение заданий, не простое перечисление намеченных денежных и материальных вложений, а меры, необходимые для возможности реального осуществления плановых предположений и вытекающие из самой природы строительства, которой, поэтому, также приходится посвятить несколько слов.

Вся обстановка работы сооружений предъявляет к ним высокие требования устойчивости и прочности (а для зданий и тепло-непроницаемости), откуда вытекает известная массивность их, а самые цели, преследуемые ими, в большинстве случаев требуют достаточной долговечности. Таким образом, строительный объект поглощает очень много материалов, требуя от них, вдобавок, достаточного сопротивления природным влияниям и действию времени.

Вполне естественно, что материалы, удовлетворяющие указанным условиям, должны быть дешевы, а при громоздкости большинство их — изготовляемы или добываемы по возможности близко к месту работ; точно так же и работа по возведению зданий или сооружений должна соответствовать характеру материалов — быть по возможности простой и дешевой.

Этому в течение долгих веков соответствовали наиболее распространенные в строительстве земля, камень, известь и дерево.

Добыча, изготовление и укладка на месте всех этих примитивных строительных материалов очень просты и не требуют высокой Квалификации, что позволило формировать кадры строительных рабочих из крестьян, без перерыва связи их с землей, а крайняя разнообразность строительства придала ему кустарный характер.

Таковы были основные характеристики строительства в течение бесконечного ряда веков и только начиная с половины XIX столетия техника начинает вносить в них известные коррективы, под властным давлением требований экономики.

Эти требования обусловлены:

а) колоссальным ростом строительства и, следовательно, таким же ростом количества потребных для него материалов и людей; б) массовым сосредоточением строительства в отдельных центрах; в) возросшими требованиями обеспечения масс населения большими удобствами; г) широкой потребностью в больших крытых помещениях для людей, машин и т. п. (например, машинные залы); д) необходимостью производства строительства в таких местах, где требуется большая высота сооружений или большой пролет их (например, мосты через горные ущелья и судоходные реки, плотины для гидростанций и т. д.); е) появлением новых производственных и транспортных орудий, имеющих значительный вес и оказывающих большое давление не те или иные элементы сооружений; д) непрерывным вздорожанием рабочих рук; з) необходимостью быстрого окончания зданий и сооружений для скорейшего рентирования вложенных в них капиталов.

Последние два обстоятельства, вместе с массовой потребностью в крупном строительстве, собственно говоря, и дают тон всей современной строительной технике; ведь, и раньше возводились очень большие, очень смелые сооружения, но материал для них обычно брался дорогой и массивный, работа велась множеством отборных людей при помощи целых армий чернорабочих и постройка тянулась десятилетиями, иногда даже веками. А самое главное — такие ответственные сооружения насчитывались единицами и постройка их была целым событием.

Теперь крупное строительство стало нормой и то, что было допустимо для редких и редчайших случаев, совершенно неприемлемо для повседневного применения.

Чтобы удовлетворить требования экономики, техника должна была поставить на первую очередь объемное уменьшение количества материалов, идущих на здания и сооружения.

Это оказалось возможным после введения железа и портландцемента, а также производных их — цементного бетона и железо-бетона, которое попутно усилило заводское производство, ускорило сроки выполнения и уменьшило число квалифицированных рабочих рук.

Вторым важным шагом была механизация строительных процессов, в элементарном виде (подача материалов, забивка свай, вычерпывание воды) известная с незапамятных времен, но серьезно развившаяся только в конце XIX века.

Стандартизация частей сооружений вместе с введением упомянутых материалов позволила заготовлять заводским способом различные элементы последних, сводя значительную часть строительных работ к быстрому монтажу крупных готовых частей, а типизация сооружений очень облегчила и упростила проектирование их.

Наконец, новые потребности и возможности создали новый тип инженера-строителя и новые технические условия, учитывающие всю изменившуюся обстановку строительства.

Все перечисленные достижения могут быть характеризованы очень коротко: индустриализация строительства и рационализация конструкций. Но основная природа строительства не изменилась и до сего времени; преобладающими материалами остались дешевые и широко распространенные в природе, а применение ручного труда чрезвычайно велико.

Послевоенное обострение указанных выше экономических требований заставило заграничную технику усилить меры к удовлетворению последних, а также обратить самое серьезное внимание на упрощение внешней и внутренней отделки зданий и сокращение внутреннего объема их.

Царская Россия, как страна отсталая во всех отношениях и индустриализовавшаяся лишь в малой степени, отстала и в объеме и в технике строительства. Период прекращения мирного строительства у нас был гораздо продолжительнее, чем за границей, а вдобавок во время гражданской войны многие здания и сооружения подверглись непосредственному разрушению и почти все — усиленному износу, вследствие то форсированной работы, то бесхозяйственного обращения. Таким образом, начало восстановительного процесса в СССР встретилось с самым жалким положением существовавшего фонда зданий и сооружений и с еще более жалким — строительства, как производства, ибо последнее совершенно замерло в 1918 г.

Обширные требования, предъявленные к строительству в 1924/25 г. и из года в год возраставшие, застали его совершенно неподготовленным и вынужденным неорганизованно справляться с возложенными на него задачами.

Результаты подобного несоответствия спроса и его предложения всем известны: дороговизна строительства, небрежное его выполнение, дефекты составления проектов, дефицитность и плохое качество строительных материалов, медленность работы, сметные перерасходы и т. д.

Все эти недостатки настолько повышали стоимость строительства, что денежные вложения в него за первые годы особенно интенсивного роста давали гораздо меньшие материальные результаты, чем можно было ожидать, на основании данных предыдущих лет, а строительный индекс рос гораздо быстрее, чем общепромышленный. К этому следует добавить, что на дороговизну строительства влиял и влияет не только чисто производственный индекс, относимый к единице строительных работ, но и качественная сторона проектов, чрезвычайно слабо у нас поставленная и тем самым дававшая дальнейшее повышение строительства, отнесенное к потребительской единице.

Годы
Обще­промышленный. индекс
Строитель­ный индекс
Отношение общепр. инд. к строит.
1923/24
2,25
2,00
0,9
1924/25
2,33
2,26
1,13
1925/26
2,00
2,69
1,34
1926/27
1,93 
2,57
1,33
1927/28
1,85 
2,47
1,33

При крупнейших, ежегодно растущих, вложениях государства в строительное дело подобная слабая эффективность их не могла быть терпимой и вызвала ряд правительственных постановлений, направленных к цели удешевления и улучшения строительства, а также директивные указания о снижении стоимости строительства на 15% в 1927/28 г. и на 11‑15% (в зависимости от объектов) в 1928/29 г. Общая постановка строительства сейчас такова: рассчитывать на получение среднего снижения на упомянутые величины возможно только для вновь начинаемых зданий и сооружений, в которых можно сравнительно многого добиться путем улучшения всего проекта в целом и отдельных его деталей — в частности. Но дело не только в этом, а в такой установке всего строительства, чтобы оно в течение ряда лет неуклонно улучшалось и удешевлялось, и чтобы претворить в жизнь полностью и настолько скоро, насколько физически возможно, те идеи, которые должны быть положены в основу строительства.

Как уже сказано, общий объем вложений в чистое строительство (т. е. без стоимости оборудования) обобществленного сектора за предстоящее пятилетие предположен в 30 млрд. руб. в ценах 1926/27 г. по отправному варианту и 37 млрд. руб. по оптимальному. Общая схема пятилетнего плана предполагает, что повышение эффективности указанных вложений должно быть в среднем за пятилетку на 26% по сравнению со строительством 1927/28 г.; для возможности добиться хотя бы минимальных намечаемых результатов, по оптимальному варианту среднее снижение намечено в 29%. Эти 26% равны в денежном выражении 7,5 млрд. руб., тогда, как 29% оптимального варианта — почти 10 млрд. руб.[3]. Сберечь эти миллиарды для государства, сохранить намеченный темп строительства, — вот стоящая перед нами огромная задача; к ней надо еще прибавить, что все строительство должно быть качественно несравненно лучше и гораздо больше приспособлено к потребностям СССР в целом и каждого из ее трудящихся — в отдельности, чем это имеет место теперь.

За пять лет мы должны перейти от строительства, только что становящегося на ноги, страдающего бесконечным числом тяжелых болезней, к строительству передовому во всех отношениях.

Но при необходимости чрезвычайно быстрого темпа технического прогресса для наверстания упущенного приходится считаться с окружающей обстановкой культурной отсталости, с ограниченностью финансовых и материальных ресурсов страны.

Отсюда вытекает необходимость, реконструируя строительство, правильно сочетать новейшие достижения, требующие иной раз больших единовременных затрат с использованием примитивных конструкций и приемов работ, сочетать крупные предприятия фабрично-заводского типа по изготовлению строительных материалов с кустарным производством последних.

Уже это одно ставит наше строительство в иные условия, чем иностранное, но и множество других факторов, начиная с климатических и кончая социальными, придают строительству СССР физиономию, совершенно отличную от свойственных любой стране Западной Европы и Америки. Если к сказанному прибавить, что практика строительства в смысле техники, выбора материалов и способов изготовления чрезвычайно различна в отдельных заграничных государствах, то станет вполне ясным, насколько осторожно при реконструкции нашего строительства следует пользоваться чужим опытом и тем более чужими указаниями.

Несомненно, заграничный опыт и знания должны быть использованы полностью и восприняты чрезвычайно широко, но использованы и восприняты критически, отнюдь не руководствуясь слепым подражанием, особенно какой-либо одной стране.

Вопросы строительства охватывают не только производство строительных работ вместе с проектированием, но и производство строительных материалов. Последнее во многих отношениях совершенно самостоятельно, но так как оно работает для удовлетворения потребностей строительного рынка и должно идти навстречу требованиям последнего, то внутренняя связь здесь гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд и ее нельзя упускать из виду при рассмотрении реконструкции промышленности строительных материалов, с которой мы и начнем.

Примечания:

[1] Под этим названием подразумеваются как здания, так и инженерные сооружения.

[2] В эту цифру, как и во все нижеследующие, включен капитальный ремонт, поглощающий в первые годы пятилетки около 20% затрат.

[3] Если исходить из цен 1926/27 г., то упомянутые цифры окажутся для. отправного варианта — 9 и для оптимального — 12 миллиардов рублей.