IV. Промышленное овцеводство

IV. Промышленное овцеводство

С наибольшими трудностями при построении сырьевого пятилетнего плана мы наталкиваемся в области шерстяного дела. Основная народно-хозяйственная задача освобождения на протяжении ближайшего пятилетия от зависимости от иностранных сырьевых рынков не может быть выполнена в отношении шерстяного сырья. Выполнение этой ответственной задачи почти целиком переходит на следующее пятилетие.

К концу пятилетия 1928/29‑1932/33 гг. удельный вес иностранного сырья в снабжении шерстяной промышленности лишь немного снизится: с 91% до 86% по тонкой шерсти и с 33% до 25% по грубой шерсти. В абсолютном размере импорт шерсти возрастет как по западной, так и по восточной границе.

Причины отмечаемых трудностей в шерстосырьевом деле имеют, как известно, корни еще в довоенном прошлом нашего овцеводческого хозяйства.

Начавшийся еще до войны упадок мериносового овцеводства принял катастрофические размеры в эпоху гражданской войны, вылившись в почти поголовное истребление мериносов (осталось около 300 тыс. голов). В результате ряда проведенных в последнее время мероприятий поголовье мериносов начало восстанавливаться и достигло уже к 1928 г. около 1 млн. голов против 4½ млн. довоенных. Стадо полугрубошерстных овец насчитывает теперь около 375 тысяч голов.

В настоящее время мы имеем весьма тщательно разработанный план реконструкции нашего овцеводного хозяйства, в первую очередь, тонкорунного и полугрубошерстного, рассчитанный на десятилетие 1927/28‑1936/37 гг. Проделана также и крупная практическая работа по выполнению этого плана.

Основным мероприятием по развитию и усилению шерстосырьевой базы в отношении тонкой и полугрубой шерсти является метизация грубошерстных овец высокопородными мериносовыми производителями.

В первой и второй генерации метисы дадут полугрубую шерсть, а в третьей и четвертой генерации хорошее тонкое руно, вполне пригодное для камвольного прядения.

По плану развития овцеводства предположено довести стадо мериносов к 1932/33 г. до 3.900 тыс. голов и к 1937 г. до 13,5 млн. голов, а полугрубошерстных — до 5,2 млн. к 1932/33 г. и до 10 млн. голов к 1937 г.

Вследствие ряда трудностей мы имеем некоторую задержку роста общего поголовья мериносов. В 1928/29 г. численность стада составила лишь 94% количества, запроектированного для этого года по десятилетнему плану развития овцеводства. Стадо полугрубошерстных овец также доведено в 1928/29 г. лишь до 83% плана. Задержалось и развертывание работы по метизации, вследствие недостаточного и несвоевременного отпуска средств и некоторых организационных недочетов. К 1928/29 г. количество плодовых маток, пущенных в метизацию, составляло 750 тыс. голов против 1 млн. голов, намеченных по плану.

Перебои в выполнении плана развития овцеводства делают необходимым в дальнейшем значительное повышение темпа метизации грубошерстных овец, иначе задача освобождения импорта шерсти не будет выполнена даже к концу второго пятилетия.

Утвержденный план воссоздания и развития стада тонкорунных и полугрубошерстных овец может быть выполнен лишь при условии вовлечения в работу по метизации овец широкой массы бедняцких и середняцких крестьянских хозяйств. Но в ближайшем периоде опорной базой должны явиться специально созданные крупные государственные овцеводные совхозы (до 40% плана).

Задачей дальнейшей работы является расширение работ по метизации и в колхозах и кооперативном секторе (до 60% плана).

Расширение поголовья мериносовых и полугрубошерстных овец проходит в настоящее время, главным образом, по линии государственных совхозов. Движение поголовья по совхозам, колхозам за предыдущие годы таково (в тыс.):

 
1926 г.
1927 г.
1928 г.
Совхозы о‑ва “Овцевод”
59,0
331,0
652,0
Трестированные совхозы
89,9
142,7
201,0
Колхозы
10,9
41,8

При этом тонкорунное овцеводство имеет тенденцию передвинуться в совхозы. О‑во «Овцевод» и трестированные совхозы уже имеют в своих руках не менее трети всего поголовья этих овец.

В связи с исчезновением крупных частновладельческих стад в основных районах кочевого овцеводства, создание новой социально-экономической базы для союзного овцеводства представляет сложнейшую и исключительную по новизне дела хозяйственную проблему. Мелкие крестьянские хозяйства, как это наблюдалось и до войны, не могут, не объединяясь, рентабельно поставить не только промышленное мериносовое, но и промышленное метисное овцеводство и охотнее идут на потребительские формы мясошерстного овцеводства, преимущественно с мясным уклоном. Поэтому в овцеводном деле, в качестве главной очередной задачи, представляется необходимым найти те организационные формы, при которых могло бы быть наиболее выгодно для индивидуальных крестьянских хозяйств осуществлено совместное ведение ими овцеводного дела применительно к тем формам, какие мы видим в наиболее культурных, крупных овцеводных хозяйствах Америки и Запада. В советских условиях такая форма будет осуществлена путем создания общественных выпасов, общественной бонитировки и ухода за овцами, лечения овец, обеспечения зимними кормами и т. д., на основе производственной контрактации и строительства колхозов и простейших кооперативных объединений.

Масштаб предстоящей работы виден из приводимых ниже цифровых расчетов. Для того, чтобы к концу десятилетия получить внутри Союза запроектированный сбор тонкой и полу грубой шерсти, необходимо следующее развитие поголовья тонкорунных и полугрубошерстных стад (в тыс. голов):

Годы
Тонкорунные овцы
Полугрубошерстные овцы
Чисто-породные мериносы
Метисы III и последней генерации
Всего
Чисто-породные
Метисы I и II генерации
Всего
1927/28
976
976
375
375
1928/29
1.240
1.240
424
671
1.095
1929/30
1.488
1.488
466
1.519
1.985
1930/31
1.785
1.785
512
2.292
2.804
1931/32
2.142
82
2.224
563
3.329
3.892
1932/33
2.571
322
2.893
591
4.621
5.212

Для оценки масштаба этой работы достаточно учесть, что в 1928/29 г., при огромном напряжении работы государственных совхозов, удастся, по-видимому, выполнить задание по метизации лишь в размере 75‑80%. Необходимость закупки огромного количества высококачественного плодового материала, подготовки большого количества баранов-производителей, оборудования помещения для овец, обеспечения летних пастбищ и зимних кормов, оборудования совхозов зоотехническим персоналом — все это представляется весьма сложным делом даже в условиях крупных государственных хозяйств. Тем более внимания и сил потребует эта задача, когда в главной части работа будет перенесена в ближайшие годы на плечи колхозов и овцеводных товариществ.

Выполнение этой задачи целиком падает на республиканские и районный центры животноводческой кооперации, которая намечает широкий план работы в этом направлении.

Выгодность разведения тонкорунных и метисных мясошерстных овец для самого крестьянства (при рациональной постановке дела), в особенности при высоких протекционных ценах, установленных государством на тонкую и полугрубую шерсть, вполне гарантирует успешное выполнение намеченного плана развития овцеводства на новой социально-экономической базе, по мере расширения работы специальной овцеводной кооперацией.

Осуществление этого плана, однако, не обеспечит к концу десятилетия всей потребности промышленности в тонкой шерсти и покроет к 1937/38 г. только потребность в полугрубой шерсти. Поэтому, кроме операций но созданию стада метизированных овец, проводится уже операция по ввозу из-за границы пользовательных тонкорунных овец. По основному десятилетнему плану намечен ввоз за пятилетие 600 тыс. голов. Вместе с шерстью метизированных овец в целом со всего стада тонкорунных овец мы будем иметь в 1932/33 г. 150 тыс. ц грязной тонкой шерсти или 48,5 тыс. ц мытой. По оптимальному варианту запроектирован расширенный план ввоза пользовательных овец. Этим путем, уже к концу пятилетия, сбор тонкой шерсти внутри Союза будет доведен до 170 тыс. ц грязной или 55,0 тыс. ц мытой, но главное нарастание шерстосырьевой продукции будет происходить от тех и других операций уже в следующем пятилетии по мере увеличения приплода овец.

Общий размер капитальных вложений, необходимый для осуществления намеченного десятилетнего плана развития овцеводства, включая и расходы на расширенный импорт пользовательных мериносовых овец, определяется по отправному варианту в 110‑120 млн. рублей по госбюджету, кредиту и средствам промышленности, по оптимальному варианту — около 135‑150 млн. руб., не включая затрат на смушковое овцеводство.

Проблема обеспечения сырьем камвольной и тонкосуконной промышленности не ограничивается охарактеризованными выше мероприятиями. В настоящее время ставится уже вопрос о более полном применении производимых в Союзе некоторых видов грубой шерсти для указанных производств. Значительный интерес представляют открывающиеся возможности специальной отсортировки в некоторых сортах грубой шерсти пуха от ости, т. е. тонких шерстяных волокон, которые могли бы заменить в камвольном прядении дорогостоящую ввозную шерсть. Этот вопрос находится в стадии опытной проверки, но при благоприятных показателях может дать новые крупные ресурсы высококачественного шерстяного сырья и значительное сокращение импорта мериносовой шерсти.

Возможность использования для тонкого прядения некоторых видов грубой шерсти придает особое значение грубошерстному овцеводству. Развитие последнего намечается в темпах, достигнутых уже за прошлые годы. Для обеспечения устойчивого развития овцеводства должен быть проведен целый комплекс мероприятий, в частности в целях предотвращения в будущем периодически повторявшихся за последнее время стихийных бедствий, вызывавших массовый падеж овец от бескормицы и эпидемии (создание фуражных баз, строительство колодезной сети и т. д.).

Для повышения шерстопроизводительности и затем мясных качеств крестьянской овцы в количественном и качественном отношении намечается: расширение сети племенных рассадников грубошерстных овец и снабжение населения племенными баранами, организация новых опытно-показательных пунктов, премирование населения за лучшие достижения в овцеводстве, усиление кормовой помощи овцеводам, предоставление налоговых льгот передовым хозяйствам и т. д.

Весьма важной проблемой для основных овцеводных районов является развитие культурного мясошерстного овцеводства (линкольны и др. английские породы), дающего специальные виды шерсти. Необходимость работы в этом направлении обусловливается значительными трудностями, испытываемыми в области развития шерстосырьевой базы только по линии тонкорунного и метисного овцеводства, в особенности в юго-восточных районах, дефицитных по мясу (Ср. Азия) и нуждающихся, главным образом, в мясо-сальном овцеводстве.

Культурное мясо-шерстное овцеводство представляется наиболее устойчивым при интенсивных формах земледелия и допускает наличие небольшого числа овец в одном хозяйстве. Основной трудностью в этом вопросе является неприспособленность нашей шерстообрабатывающей промышленности к широкому использованию соответственных видов шерсти, получаемых от культурных мясо-шерстных пород.

Общий рост поголовья всей массы овец определяется по Союзу в 21,4% при исходной цифре поголовья в 120 млн. овец. Валовая продукция шерсти по Союзу (в оригинальном виде) вырастает с 1.680 тыс. ц исходного года до 2.203 ц к концу пятилетия, т. е. на 31% (по оптимальному варианту).

Этот темп роста валовой продукции превышает рост поголовья и объясняется не только ростом настрига с головы, но и происходящей перегруппировкой овцеводства по районам. К данному моменту стадо овец достигло, по-видимому, уже предела в северных и центральных районах, имеющих малошерстную овцу потребительского значения, дающую шерсти 1‑1½ кг, и рост поголовья овцеводства идет, главным образом, в районах промышленного овцеводства с большим настригом шерсти — 2‑2½ кг с головы.

Еще больший теми роста намечен для товарного выхода шерсти, который по Союзу возрастает с 575 тыс. ц в 1927/28 г. до 1.400 тыс. ц в 1932/33 г. или на 143% за пятилетие (товарность 65% против 34% в 1927/28 г.) по отправному варианту и еще более значительно по оптимальному. Это обстоятельство также объясняется фактом прогрессивного нарастания овцеводства в районах, где уже теперь мы имеем свыше 50% товарного выхода шерсти (до войны 80‑90%), и затем намечаемым сокращением чрезмерного оседания шерсти в овцеводных хозяйствах по мере улучшения снабжения овцеводов готовыми тканями, одеждой и другими промышленными товарами. Наибольший рост товарной массы намечен по Казакстану, Киргизии, Сев. Кавказу, Ср. Азии, Ср. Волге и Сибири.