IV. Организационная проблема в лесном хозяйстве

IV. Организационная проблема в лесном хозяйстве

На лесной конференции при Госплане СССР в январе 1929 г. неоднократно подчеркивалось, что успешное устранение основных недостатков и отсталости лесного хозяйства, отмеченных постановлением СНК СССР от 2 февраля 1928 г. и не изжитых до сего времени, зависит от правильного разрешения организационного вопроса в лесном хозяйстве. Как в вышеупомянутом постановлении СНК СССР, так и на лесной конференции при Госплане вновь выдвигался вопрос о неподготовленности лесного хозяйства к удовлетворению предъявляемых к нему требований. Иллюстрировать эту неподготовленность можно было бы длинным перечнем примеров, из коих достаточно указать на проблему выращивания в Северо-западной области специальных сортиментов древесины (бумажная промышленность), обслуживание лесохимической промышленности (подсочное хозяйство, экстракционное производство), изучение сырьевой базы соответствующих районов и установление в них наиболее соответствующего лесохозяйственного режима для обеспечения развертывания лесной промышленности и т. п.

Причина этой неподготовленности кроется в унаследованном от дореволюционного периода положении, при котором лесное хозяйство трактуется как часть сельского хозяйства и потому соподчинено Народным комиссариатам земледелия.

Но рациональность существующего подчинения лесного хозяйства сельскому хозяйству отнюдь не является бесспорной. Многогранность значения лесного хозяйства несомненна. Мнение, что леса в должной мере охраняются лишь в том случае, если они находятся в ведении народных комиссариатов земледелия, безусловно ошибочно. Именно нужды сельского хозяйства часто приводили к сводке леса на обширных площадях для расширения пахотных, луговых и пастбищных участков, и, благодаря развитию сельского хозяйства, во многих случаях появились безлесные территории, которые в интересах того же сельского хозяйства ныне подлежат вновь облесению для защиты угодий от вредного влияния сыпучих песков и оврагов. Сельское хозяйство, а не какая-либо иная отрасль народного хозяйства, выжигало и выжигает огромные лесные территории для распашки и, после использования в течение не свыше 3‑5 лет накопленного лесом в течение столетий перегноя, бросает эти безлесные пространства на произвол судьбы (отсюда и термин «бросовые земли»). Промышленность же, потребляющая древесину в качестве сырья, заинтересована в «вечном» существовании своей сырьевой базы. Этим объясняется как согласие дореволюционной лесной промышленности на безоговорочное внесение так называемых «лесокультурных залогов» и нынешней промышленности — на лесоустройство, так и то исключительное внимание лесохимической промышленности Франции к своему лесному хозяйству, которое наблюдается ныне в Ландах. Органической зависимости между хищническим уничтожением лесов в дореволюционной России и развитием лесной промышленности нет.

Организационная проблема лесного хозяйства должна быть разрешена в течение первого года пятилетки. Предварительная, но детальная разработка ее должна быть проведена республиками. Общая директива для разработки организационной проблемы должна быть формулирована, исходя из необходимости индустриализировать лесное хозяйство и облегчить индустриализацию всего народного хозяйства, используя для этого имеющиеся в СССР лесные резервы.

В связи с этим, а также с развитием задач лесоустройства, о чем сказано выше, необходимо, чтобы в утверждении разрабатываемых при лесоустройстве проектов лесного хозяйства участвовали государственные плановые комиссии. Они же должны быть вооружены и правом проверки выполнения этих планов. Общность основных положений для производства лесоустройства в лесах СССР требует установления общей методологии лесоустройства, каковая должна вырабатываться Госпланом СССР совместно с Госпланами союзных республик.