XII. Заключение

XII. Заключение

Мы изложили ход реконструкции сельского хозяйства, которую мы, выполняя директивы XV партийного съезда и последующих пленумов ЦК партии, запроектировали при самом активном участии республик и районов. Еще очень много недоделанного, очень много сделано схематично, много трудностей встретится при осуществлении нашего плана.

Мы задались в пятилетнем плане целью создать мощный массив обобществленного земледелия и подготовить почву для еще большего темпа строительства социализма в деревне в последующий период. Мы достигаем этой цели, улучшая одновременно хозяйственное положение бедноты, вовлекая ее в первую очередь в процесс технической и социальной реконструкции.

Роль в сельском хозяйстве колхозов и совхозов сильно возрастет. В производстве зерна удельный вес их будет к концу пятилетия равен тому удельному весу, который сейчас имеют десять процентов крестьянских хозяйств, составляющих зажиточную верхушку деревни. Обладая этим мощным массивом — обобществленным сектором, — мы сумеем надежнее вести борьбу с эксплуататорскими элементами села и сможем лучше подчинить деревню нашему регулированию.

Но при всем том, подытоживая план в целом, мы приходим к заключению, что в это пятилетие основную роль в производстве с.‑х. продукции будет играть масса индивидуальных крестьянских хозяйств, и поэтому стимулирование середняцкой и бедняцкой массы к расширению и улучшению хозяйств должно быть одной из основ плана. Правда, к концу пятилетия индивидуальные хозяйства будут уже не такими, как в начале пятилетия: они будут охвачены широким кооперативным движением, они будут в значительной части технически реконструированы, — но все же это будут индивидуальные крестьянские хозяйства.

Мы обманывали бы себя, если бы стали уверять, что обобществленный сектор в том объеме, в каком он создается к концу пятилетия, даст нам возможность пренебречь той продукцией, которая создается товарными группами середняцких хозяйств.

Мы бьем по кулацким эксплуататорским хозяйствам и будем бить дальше. Мы будем всячески препятствовать превращению зажиточного крестьянина в крестьянина-эксплуататора. Но мы нанесем непоправимый вред самим себе, если мы отождествим крестьянина, который будет подниматься вверх не на основе эксплуатации, а лишь благодаря тому, что он усвоил ту агрикультуру и ту реконструкцию, которую мы проектируем и проповедуем, с крестьянином, разбогатевшим на основе эксплуатации.

Товарная продукция, которая будет создаваться этой частью индивидуальных крестьянских хозяйств, будет играть крупную роль в снабжении страны. Ведь по мере развития обобществленного сектора будут возрастать и потребности страны.

Конечно, нет непроходимой грани между растущим вверх середняком и кулаком. Еще Ленин предупреждал нас против противопоставления хозяйственного мужика и кулака. Но Ленин это писал, имея в виду капиталистические условия, когда для середняка, хозяйство которого начинало выделяться, единственным путем для производственного использования своих накоплений и еще большего повышения своего благосостояния был переход в кулацкий тип хозяйства, расширение своего хозяйства за счет эксплуатации бедноты.

Социальная и техническая революция в земледелии открывает новые пути. Если прежде середняк, поднимающийся вверх, считал для себя идеалом кулака и его хозяйство, то теперь он видит в жизни новые пути роста сельского хозяйства и роста благосостояния — рост обобществленного сельского хозяйства.

Если мы на массовом опыте покажем и докажем, что в коллективном секторе беднота и маломощные крестьяне, объединившись, добиваются больших успехов, более рационального использования труда, больших накоплений и большего повышения благосостояния, чем в индивидуальном, даже зажиточном, крестьянском хозяйстве, — это заставит середняка задуматься, куда ему идти. Он усомнится в том, действительно ли переход в кулацкое хозяйство есть лучший путь повышения своего благосостояния, в особенности тогда, когда советская власть твердо и неуклонно бьет по кулакам.

Приведем для примера район совхоза им. Шевченко. Еще несколько лет тому назад любой середняк и там смотрел с завистью на хозяйство кулака, имеющего 2 пары волов, хороший плуг, конную молотилку, 1‑2 батраков, — считал это хозяйство идеалом хорошего хозяйства вообще. А сейчас, когда по полям этого района двигаются колонны в десятки тракторов, когда распаханы все межи, преобразуется все сельское хозяйство, — не только беднота, но и весь крестьянский трудовой массив уже понимает, что надвигается какая-то новая эпоха в земледелии, открыты новые пути его развития. Притягательная сила кулацких хозяйств, которая до сих пор манила середняка-начинает стушевываться перед притягательной силой нового крупного обобществленного земледелия.

Опыт первой машинно-тракторной станции показал, что даже более сильные середняцкие хозяйства там уже заколебались, куда им идти, и один за другим стали подавать заявления о включении их в обобществленное механизированное хозяйство, в то время как кулаки ведут отчаянную борьбу против станции.

Эта концепция не имеет ничего общего с идеями «мирного врастания кулака в социализм» и затухания классовой борьбы на селе. Наоборот, в ближайший исторический период, пока обобществленный сектор в с. х. занимает исходные позиции, пока этот сектор не стал крупным производителем товарной продукции — в такой мере, чтобы экономически давить на весь с.‑х. рынок, — классовая борьба в деревне будет идти жестокая, а кулак, стараясь перетянуть на свою сторону некоторую часть середняков, будет сопротивляться нашей политике и прежде всего — обобществлению крестьянского хозяйства.

Но классовая борьба в деревне будет складываться тем успешнее для нас, нам тем легче удастся подавить в деревне влияние кулака и притягательную силу его хозяйства на поднимающиеся вверх середняцкие хозяйства, чем интенсивнее и успешнее будет идти строительство обобществленного сектора. Удачное строительство последнего явится, наряду с прямым подавлением кулацкого нажима, важнейшим нашим орудием в той классовой борьбе, которая идет сейчас в деревне и которая еще обострится при настойчивом проведении плана социального и технического переустройства деревни.

Чем лучших количественных и качественных показателей мы добьемся в обобществленном секторе, чем экономнее мы будем его строить, чем больше будет в нем накоплений, тем сильнее будет его притягательная сила на середняцкие массы, в том числе и на ту их часть, которая уже поднялась выше других и в прежних условиях смотрела бы только в сторону кулака. Успешное проведение нашего плана строительства обобществленного сектора есть гарантия нашего успеха в классовой борьбе, которая идет в деревне, — в борьбе с кулаком за середняка.