X. Организационные проблемы

X. Организационные проблемы

План переустройства нескольких десятков миллионов мелких крестьянских хозяйств представляет собою прежде всего проблему организационную. Вопрос не только о том, что делать, но и как делать. В таком вопросе, как повышение урожайности на 35%, не было серьезных возражений против того, что современное состояние наших агрономических знаний дает возможность повысить урожайность на такой процент. Говорили, наоборот, что со стороны технической нет препятствий и к удвоению урожая. Мало кто спорил против того, что главная масса намечаемых мероприятий вполне доступна середняцким и бедняцким хозяйствам. Спор шел лишь о том, достаточно ли будет умения и организованности, чтобы ознакомить массу крестьянства с этими мероприятиями, убедить ее в их целесообразности и суметь организовать для проведения этих мероприятий. Проблема поднятия урожайности на 35%, это, прежде всего — проблема организационная. Разрешение этих организационных вопросов в пятилетнем плане значительно облегчается, благодаря заканчивающемуся районированию страны и оформлению новых областей. Нельзя недооценивать значение этого важного факта. Если мы видим, что Украина, Сев Кавказ и Урал гораздо глубже разрешили вопросы реорганизации своего хозяйства, если в этих районах мы имеем значительно большие успехи в развитии коллективного движения, в отыскании новых форм этого движения, то это в немалой степени зависит от того, что эти республики в области районированы ранее других и могли гораздо полнее, чем другие, выявить свои особенности и пути своего развития. То, что начало осуществления пятилетнего плана совпадает с окончанием районирования страны, позволит приспособить общие директивы и схемы плана лучше и полнее к условиям районов, а сами районы сумеют полностью выявить свои особенности.

Главным организатором крестьянских масс для проведения технической и социальной реконструкции с.-х. явится кооперация (включая в кооперативное движение и движение колхозов). Организационные проблемы кооперации должны явиться важнейшей частью плана по сельскому хозяйству. К сожалению, мы до сих пор не имеем от самой кооперации ее плана, он еще только подготовляется. В предшествующем изложении мы остановились на ряде моментов кооперативного движения и указывали направления, по которым должны разрабатываться организационные проблемы кооперации. Здесь мы отметим, только то, что мы считаем основным — тесную увязку коллективного строительства и кооперативного, как частей единого Ленинского кооперативного плана, дальнейшую специализацию кооперативного движения. Еще раз подчеркнем, что наряду со специализацией мы считаем необходимым и целесообразным существование кооперативных кредитных товариществ, сосредоточивающих у себя все кредитно-расчетные операции между государством, кооперацией, колхозами и индивидуальными хозяйствами, кредитование крестьянства и расплату за сданную крестьянством продукцию. Только этим путем будут лучше всего обеспечены своевременный возврат кредитов и вовлечение в кредитную систему временно свободных крестьянских средств.

Из организационных вопросов кооперации остановимся еще на кооперативной агрономии. Мы в своем плане намечаем утроение кадров агрономов, между тем как проектировка местного бюджета намечает увеличение количества агрономов всего на 50%. Между этими двумя установками нет противоречия, ибо рост агрономических кадров мы связываем не только с увеличением числа агрономов, работающих в земельных органах, но, прежде всего — с созданием широко разветвленной кооперативной агрономии. Когда год тому назад серьезно был поставлен вопрос о колхозах, возник вопрос и о колхозной агрономии. Надо поэтому и сейчас предвидеть, что если мы делаем ставку на эволюцию кооперации в сторону производственной кооперации, если контрактация расширяется и принимает производственное направление, то кооперация, организующая эту контрактацию, будет нуждаться в больших агрономических кадрах. Надо пойти навстречу этой потребности. Кооперативный агроном во многом будет отличаться от современного агронома земельных органов: он будет ближе к непосредственному производству, крестьянин будет зорко следить за его работой, ибо от качества его работы будет зависеть выполнение договоров. Агроном будет приближен к производству. Мы уже сейчас имеем в свекловичной кооперации таких агрономов. Крайне необходимо, чтобы кооперативные агрономы появились в важнейших районах и по важнейшим отраслям с.‑х. производства. Означает ли это в какой-либо мере умаление роли агрономов земельных органов? Ни в коем случае. Чем больше агрономов будет работать в сельском хозяйстве, в коллективах, кооперации и совхозах, тем ответственнее будет работа агрономов земельных органов, призванных руководить и объединить эти отдельные агрогруппы. Необходимо поэтому, чтобы агрономы земельных органов вербовались из наиболее компетентных агрономов, чтобы их подготовка позволила им не по должности, а по существу руководить агрономами кооперации, коллективов и т. д. Одной из важнейших обязанностей агрономов земельных органов явится техническая и экономическая консультация всех работающих на местах агрономов. Для этого потребуется коренная реформа агрономии земельных органов.

Может быть, было бы полезно сейчас (когда мы уже имеем сформировавшиеся области) создание в областных центрах групп консультантов из крупных специалистов, которые не были бы загружены канцелярской работой, а выезжали на места и консультировали агрономов, там работающих. Эти консультанты должны быть тесно связаны с областными опытными станциями, вести на этих станциях свою научно-исследовательскую работу — и в то же время быть готовыми в любой момент поехать на агрономическое совещание, знакомить агрономов с новыми достижениями, организовать конференции этих агрономов на опытной станции, дать совет колхозу и совхозу и т. д. Это будет частичным усвоением опыта Америки, где опытная станция, с.‑х. школы и агрономы-инструктора работают совместно.

Мы вплотную подошли к вопросу о кадрах. Наша пятилетка ставит задачу увеличить втрое количество специалистов, работающих в сельском хозяйстве, включая сюда лиц с высшим , средним и низшим образованием, и сообщить в течение пятилетия пяти миллионам крестьянского актива некоторый минимум агрознаний. Когда мы подходим к вопросу о кадрах и ставим вопрос об учебных заведениях, которые эти кадры должны готовить, не надо забывать, что учебные заведения, которые сейчас создаются, дадут нам специалистов уже не для этого пятилетия, а для следующего. Поэтому надо уже сейчас проработать вопрос, какой тип специалистов потребует будущее пятилетие. Мы можем об этом в некоторой степени судить хотя бы по тем кадрам, которые требуются сейчас для организации машинно-тракторных станций, для Зернотреста и т. д. Опыт их работы уже показал, что механизация сельского хозяйства приводит в некоторому сближению типа кадров в промышленности и в сельском хозяйстве.

Необходимо обратить внимание на своеобразие этих кадров. Нам кажется: наступило время проектировать такие учебные планы, которые подготовляли бы новый тип специалиста — агронома-инженера.

Новый агроном должен быть вооружен необходимыми минимальными знаниями в области технологии и механики. С другой стороны, занятый в сельском хозяйстве инженер должен иметь необходимое представление о процессах сельского хозяйства. Аналогичные требования должны быть предъявлены ко всем нижестоящим группам квалифицированных сил сельского хозяйства.

Площадь механизированного полеводства еще очень невелика, но она будет возрастать с каждым годом. После постройки Сталинградского тракторного завода и намечающегося второго завода у нас во втором пятилетии будут выпускаться тракторы в количестве, которого хватит для механизации новых 10 млн. га в год. Нужно уже в этом пятилетии позаботиться о подготовке индустриальных кадров для следующих лет.

Наряду с механизацией сельского хозяйства надо иметь в виду, что в него все больше проникают процессы технологические. Намечаемая индустриализация сельского хозяйства потребует больших кадров маслоделов, сыроваров, специалистов по бекону, по яичному, консервному делу и т. д. Это вызовет большую потребность в соответствующих приспособлениях, технических кадрах, создании агрономических учебных заведений или отделений в учебных заведениях с технологическим уклоном. Вопросы сельскохозяйственного образования должны быть поставлены широко. В состав кадров, которые должны активно способствовать реконструкции сельского хозяйства за пятилетие, план включает 5 миллионов человек крестьянского актива; их имеется в виду в течение пятилетия ознакомить с общими основами агрономической грамоты. Речь идет о миллионах крестьян, которые пойдут работать в колхозы, о сотнях и сотнях тысяч крестьян, которые будут работать в кооперации (прежде всего — в производственной) и о тех агроуполномоченных, которые будут руководить на селе осуществлением агрикультурного минимума.

Особое внимание надо уделить кадрам сельскохозяйственного пролетариата. С каждым годом вместо батраков, работающих в индивидуальных крестьянских хозяйствах и по своему сельскохозяйственному уменью стоящих часто ниже середняка крестьянина, ряды пролетариата все больше будут пополняться квалифицированными пролетариями, работающими в совхозах и колхозах, на тракторах, сложных машинах, в технически хорошо оборудованных скотных дворах. Эти пролетарии должны сыграть особенную роль в организации колхозов и реконструкции сельского хозяйства вообще. Вот почему необходимо обратить особое внимание на обучение этих кадров, на сообщение им минимума агрономических и технических знаний.

К вопросу о кадрах тесно примыкает проблема научно-исследовательского дела в сельском хозяйстве. И в этом отношении мы в высшей степени отстали как от темпа развития научно-исследовательского дела в промышленности, так и от темпа развития научно-исследовательского дела в сельском хозяйстве заграницей. Мы могли бы сэкономить очень много средств и времени, если бы научно-исследовательское дело в сельском хозяйстве было бы поставлено надлежащим образом. Мы живем в эпоху технической революции в земледелии, она назревает и у нас и в других странах, прежде всего в САСШ. В этой технической революции мы могли бы не только догнать, но легко перегнать западные буржуазные страны, ибо у нас есть величайшее преимущество —национализация земли и пролетарская власть. Мы это видим на примере тракторизации, где, позаимствовав американский опыт, мы пошли значительно вперед и создали новые формы. Такого типа хозяйства и таких размеров, как Зернотрест, как создающиеся машинно-тракторные станции не знают буржуазные страны. Но для того, чтобы эту техническую революцию провести с наименьшими затратами сил, чтобы тесным образом увязать ее с наименьшими силами затратами сил, чтобы тесным образом увязать ее с социальной реконструкцией, нам нужно иметь свой научный, руководящий с.‑х. центр.

Госплан ставит вопрос о скорейшем развертывании научно-исследовательской с.‑х. академии им. Ленина. В этом пятилетии в составе Академии должно быть развернуто 10 главнейших институтов. Помимо уже существующего Всесоюзного института по прикладной ботанике, необходимо организовать институт земледелия, прикладной зоологии и животноводства, машиноведения, индустриализации и технического сырья, электрификации сельского хозяйства, почвоведения, с.‑х. метеорологии и др.

Но одним из самых важных звеньев Академии должен явиться институт с.‑х. экономики и организации крупного обобществленного сельского хозяйства.

Этот последний институт должен поставить во всем объеме вопросы организации и рационализации труда в сельском хозяйстве. В этих вопросах мы до сих пор бродим, в потемках. Надо поставить это дело на научную почву. Мы сэкономим значительные суммы трестам, колхозам и т. п., если мы создадим научный штаб, который будет руководить исследованиями в этой области, а самые исследования, эксперименты будут осуществлять непосредственно в совхозах, колхозах и т. д.

Декретом ЦИК'а поставлен вопрос о создании всесоюзного центра, планирующего и регулирующего сельское хозяйство. Этот центр должен быть глубоко связан с научно-исследовательской работой и опытным делом.

Вместе с организацией высшего научного штаба по сельскому хозяйству, соответствующего НТУ ВСНХ, нам нужно коренным образом реорганизовать все опытное дело. Наши опытные станции до сих пор экспериментировали, имея в виду мелкие крестьянские хозяйства. Самая форма их организации не позволяет им изучить целый ряд вопросов, важных для механизируемых и обобществляемых земель. Надо идти к новой форме опытного дела: наряду с экспериментами на полях опытных станций необходимо широко развить постановку опытов в самих совхозах и колхозах, в земельных обществах. Необходимо ввести в программу опытных учреждений исследование машин, работающих в сельском хозяйстве, не только отдельных машин и их деталей, но и целых систем машин.