Докладная записка первого секретаря Средне-Волжского крайкома ВКП(б) В.П. Шубрикова И.В. Сталину о положении с урожаем в крае и хлебосдаче. 2 августа 1933 г.
№ 32
Докладная записка первого секретаря Средне-Волжского крайкома ВКП(б) В.П. Шубрикова И.В. Сталину1* о положении с урожаем в крае и хлебосдаче
Мы несколько задержали информацию о положении с урожаем в крае, т.к. примерно с первой декады июня и по 20 июля по левобережным районам произошло резкое ухудшение видов на урожай вследствие засушливой погоды и непрерывных суховеев, сила и продолжительность которых значительно превышает силу и продолжительность суховеев2* не только 1932, но и 1931 г.
Наиболее продолжительные суховеи прошли в Оренбургском, Соль-Илецком, Покровском, Сорочинском, Борском, Больше-Глушицком, Красноярском, Андреевском и Илекском районах, являющихся наиболее крупными пшеничными районами. В этих районах суховеи продолжались свыше 5 дней, в то время, как в 1932 г. продолжительность их измерялась 3—4 днями.
Естественная влажность воздуха в этих районах в 13 час. дня 17 июля при температуре 37° при юго-восточном ветре силой 10 м/сек снижалась до 7, чего не было с 1921 г. Поэтому, прежде чем информировать Вас, мы решили проверить каждый район края. Я лично ознакомился с положением дел во всех перечисленных районах. Помимо этого в этих же районах были также тт. Милх и Гуревич.
Урожай озимых культур по этим районам, а также по всему левобережью значительно ниже прошлогоднего: по ржи вместо 7,6 — 6,4 ц, или 84,2 % к прошлому году; по озимой пшенице вместо 5,9 — 3,4 ц, или 57,6 % к прошлому году. Зато по всем без исключения яровым культурам мы имеем значительное улучшение по сравнению с прошлым годом: по яровой пшенице вместо 3,9 мы имеем 5,9 ц, или 151,3 % к прошлому году; по овсу вместо 3,8 имеем 5,6, или 148 %; по ячменю вместо 3,3 имеем 4,6, или 140 %; по просу вместо 3,6 имеем 4,3, или 119 %, причем, по нашему глубокому убеждению, эти показатели урожая (данные крайЗУ) несколько преуменьшены против действительности, за исключением проса, которое попало под действие июльских суховеев. По правому берегу урожай очень хороший, во всяком случае, не менее 10—11 ц с га по основным культурам — ржи и овсу. Таким образом, мы имеем в этом году несравненно лучший урожай, нежели в прошлом году.
Если в прошлые суховейные годы нас выручали озимые культуры, которые меньше были подвержены губительному влиянию суховея, т.к., благодаря большему получению влаги и более раннему созреванию, выходили из-под влияния наиболее сильных суховеев — июльских, то в этом году только благодаря 1) качеству сева яровых культур (тракторная обработка), которое неизмеримо выше прошлых лет, в том числе и озимого сева прошлого года;
2) крайне сжатым срокам сева, приблизившим вызревание яровых культур к началу июля и тем самым выведшим их из-под наиболее сильных июльских суховеев; 3) прополке колосовых, проведенной в этом году в массовых размерах, позволившей сэкономить минимальные запасы влаги в почве для яровых колосовых, мы добились удовлетворительного урожая по яровым.
Опыт этого года дает твердую уверенность в том, что добросовестная работа, обеспечивающая хорошее качество посевных и прополочных работ, крайне сжатые сроки сева, широкое применение яровизации, зябки, снегозадержания и посева твердой пшеницы дают полную гарантию получить 6—7 ц урожая с га даже в засушливые суховейные годы, за исключением небольших участков южных склонов высоких рельефов.
Однако, несмотря на более высокий урожай в этом году, нежели в прошлых 1932 и 1931 гг., мы будем иметь значительные трудности как в проведении хлебопоставок государству, так и в развертывании осеннего сева из-за чрезвычайной пестроты урожая по юго-восточным районам левого берега. В этих районах, особенно в перечисленных мною, от 15 до 20 % колхозов, земли которых представляют высокие рельефы или являются по своему качеству супесчаными, или солончаковыми, а также ряд колхозов, недостаточно хорошо работавших в этом году, имеют урожай столько низкий, что после выполнения плана хлебопоставок государству, натуральной оплаты МТС за работу и погашения задолженности по семссуде останутся без семян.
Мы думаем выйти из этого положения следующим образом: во-первых, независимо от того, хватит или не хватит колхозам покрыть свои обязательства перед государством, выдавать 10 % от обмолота, что даст им возможность иметь свой хлеб на 2—3—4 первых месяца, после чего, мы думаем, будет разрешена свободная торговля, и они будут иметь возможность купить хлеб у соседних урожайных колхозов. Во-вторых, в отношении семян просим ЦК разрешить нам организовать страховой фонд в размере 25 % к сумме семенного фонда за счет урожайных колхозов, подходя при создании страховых фондов дифференцированно к каждому в отдельности колхозу, отчисляя от 5 до 35 %, и разрешить оказывать помощь из этого фонда неурожайным колхозам за наличный расчет уже в нынешнюю осеннюю посевную кампанию.
Недовыполнение государственного задания по этим колхозам отчасти будет покрыто имеющейся страховкой при начислении налога, которая у нас выражается по колхозам края в 2800 тыс. пуд. и по единоличным крестьянским хозяйствам 4 млн пуд. (последние на три четверти нереальны).
Поэтому мы просим ЦК, если представляется хоть какая-либо возможность, передать в наше распоряжение также государственную страховку в размере 4 млн пуд., что даст нам возможность лучше маневрировать с выполнением плана и составить небольшой фонд семенной и продовольственной помощи особо неурожайным хорошо работавшим колхозам.
Но для того, чтобы ни в коем случае не подорвать авторитет обязательного налога по зернопоставкам, мы считаем необходимым даже тем колхозам, которые сдадут государству все, за исключением 10 % от обмолота, но не сумеют выполнить план, не снимать план хлебопоставок, а отсрочить его выполнение до будущего года.
Уборочную кампанию мы развернули своевременно, начав косовицу хлебов в период восковой спелости. На сегодняшний день в основном озимые культуры скошены, скосили на 30 июля около 40—45 % ранних яровых. Таким образом, скошено не менее 70 % всех подлежащих уборке хлебов. Отстаем со скирдованием и молотьбой. Заскирдовано около 35 % всего скошенного хлеба и обмолочено 15—17 %. Таким образом, около 50 % скошенного хлеба остается в розвязи. Чрезвычайно жаркая погода во всех районах левобережья, способствующая быстрому перезреванию хлебов, заставляет нас сосредоточить все силы и внимание на своевременной косовице с тем, чтобы не допустить осыпания пшеницы и овса. Это в некоторой степени задерживает темпы обмолота и скирдования, но у нас есть твердая уверенность, что и с этим делом мы в ближайшие же дни справимся.
Вашу телеграмму о необходимости ликвидации имеющихся в некоторых районах рекордсменских настроений приняли к неуклонному исполнению, крепко ударив по Сызранскому горкому, который в целях усиления темпов молотьбы провел мобилизацию работников советских и хозяйственных учреждений вплоть до счетоводов и бухгалтеров, и предупредили секретарей всех райкомов и начальников политотделов, что проявление рекордсменства в работе не только снижает темпы уборочных работ, но и приводит к большим потерям.
Большие затруднения мы уже испытываем с тягловой силой при перевозке хлеба из колхозов на склады и элеваторы, а также с перегрузкой хлеба с элеваторов на ж.д. из-за отсутствия вагонов. В целях экономии тягла мы приняли решение, чтобы первые хлебные авансы на трудодни выдавались не зерном, а мукой. Это мероприятие уже сейчас дало большие положительные результаты в экономии тягловой силы.
При планировании хлебоперевозок по краю нам разрешили 23 глубинных пункта, в увеличении же отпуска машин нам отказано. Положение в части районов создается очень напряженное. Мы убедительно просим ЦК довести количество глубинных пунктов до 33, т.к. в противном случае мы сильно подорвем тягло и затянем не только хлебоуборочную кампанию, но и осенний сев, и зяблевую пахоту.
Еще раз просим срочно разрешить поставленные нами вопросы, а именно: разрешить создать страховой фонд в размере 25—30 % от всего семенного фонда; разрешить нам оказывать из этого фонда семенную помощь недородным колхозам; передать в наше распоряжение государственную страховку по хлебопоставкам и разрешить довести количество глубинных пунктов до ЗЗ.58
Секретарь крайкома ВКП(б) Шубриков
1* Также секретарю ЦК ВКП(б) Л.М. Кагановичу.
2* Слово вписано от руки.
58 8 августа 1933 г. ПП ОГПУ по СВК указали зампреду ОГПУ Г.Г. Ягоде на факт резкого снижения видов на урожай на Средней Волге в связи с засушливой погодой (Советская деревня глазами ВЧК—ОГПУ—НКВД. Т. 3. Кн. 2. С. 445—446). О трудностях уборки урожая в СВК можно судить по телеграмме Шубрикова Кагановичу от 31 июля 1933 г., в которой он попросил поддержать предложение крайкома о выплате сборщикам колосьев в зерносовхозах до 30 % подобранных колосьев, в целях «усиления работы по ручной сборке колосьев после свозки снопов и конного грабления» (Самарский областной ГАСПИ. Ф. 1141. Oп. 14. Д. 1. Л. 77). Сталин и Молотов отказались сделать это «по причине опасений расхищения урожая» (Там же. Л. 79). В то же время ПБ сделало скидку СВК с хлебопоставок за счет передачи краю 2 млн пудов из фонда государственной страховки (РГАСПИ. Ф. 17. Oп. 162. Д. 15. Л. 43-44).