7. Капитальное строительство и структура промышленности

7. Капитальное строительство и структура промышленности

Огромные размеры капитального строительства находят свое выражение в невиданных темпах развития отраслей промышленности. Однако, важно, кроме количественного роста, иметь в виду и те качественные сдвиги, которые происходят в промышленности. Об этих качественных сдвигах, которые являются спутниками крупного промышленного строительства и которые меняют физиономию промышленности, Ленин говорит следующее:

«Еще более глубокая ошибка их (т. е. В. В. и Николая — она) состоит в шаблонном и узком понимании теории Маркса. Во-первых, смешно сводить вопрос о развитии крупной машинной индустрии к одной фабрично-заводской статистике. Это вопрос не только статистики, а вопрос о тех формах и стадиях, которые проходит развитие капитализма в промышленности данной страны. Лишь после того, как выяснена сущность этих форм и их отличительные особенности, имеет смысл иллюстрировать развитие той или иной формы посредством обработанных надлежащим образом статистических данных».

Это относится к капиталистическим странам, но в наших условиях качественный момент имеет еще большее значение, так как он меняет всю структуру промышленности, ее стадии и формы, и ограничиться обозрением ее роста лишь в статистических показателях значило бы, по словам Ленина, «из-за деревьев не видеть леса». Структура промышленности меняется во многих направлениях:

1. На первый план выдвигается тяжелая индустрия, отрасли, изготовляющие средства производства, составляющие базу индустриализации и играющие ведущую роль в промышленности. Решающее значение в нашем движении к социализму получает электрификация.

2. Иной вид получает географическое размещение промышленности. К индустриальной жизни поднимаются новые районы, отсталые республики и окраины. Происходит районирование капитальных вложений в соответствии с источником энергии, сырья и топлива. Карта географического размещения промышленности все больше сближается с картой основных сырьевых и энергетических ресурсов страны. Создаются новые промышленные районы, новые крупные центры химии, металла, текстиля и т. д. Происходит деконцентрация: ЦПО (текстиль), УССР (сахар), Ленинграда (металлургия, тяжелое машиностроение) и освоение новых районов. Эти сдвиги в географической промышленности ведут к специализации районов, к целесообразным формам связи отдельных ее отраслей между собой.

3. Меняется техническая физиономия промышленности. Вместо отсталых, со слабой техникой, универсальных предприятий появляются гиганты с передовой техникой, построенные на рациональных началах специализированного массового производства.

4. Меняется организационная структура промышленности. Усиливается концентрация, специализация и кооперирование предприятий. Организуются исключительной силы комбинаты, связывающие в единое целое производства ряда отраслей, целые районы и области превращаются в индустриальные колоссы-комбинаты, как Урал, Днепрострой, Донбасс, Ленинград.

5. Еще больше меняется социальная структура промышленности. Государственная социалистическая промышленность занимает не только все командные высоты, но сильно сокращает удельный вес мелкой кустарной и ремесленной промышленности. Частная цензовая промышленность становится совершенно ничтожной величиной. Госкапиталистические концессионные предприятия даже при максимальных перспективах привлечения иностранных капиталов по удельному весу тоже не представят большой величины.

6. Изменяется структура предприятия. Растет органический состав капитала. Усиливается мощность силовых установок с 0,96 квт. на 1 рабочего в 1927/28 г. до 1,26 квт в 1932/33 г., в том числе электроустановки растут еще сильнее — с 0,73 до 1,18 квт. Изменяется структура предприятия в соотношении отдельных цехов. Доля, приходящаяся на здания и сооружения, уменьшается от 70 до 65%, а доля оборудования растет с 30 до 35%.

7. Изменяется структура отрасли. Внутри машиностроения идет рост тонкого машиностроения. В резиновой промышленности мы имеем падение удельного веса калош и увеличение доли шин. В льняной промышленности растут высокие номера пряжи, в шерстяной — камвольное прядение, в электротехнике — машиностроение и радио, в нефтяной — переработка сырой нефти.

В топливном балансе страны меняется роль различных видов топлива. Особо следует отметить изменения структуры внутри химической промышленности. В ней меняется прежде всего соотношение между группой “А” и “Б”. Группа “Б” с 62,6% в 1927/28 г. падает до 45,7% в 1932/33 г., а “А” подымается с 37,4 до 54,3%. Основная химия, имеющая кардинальное значение для сельского хозяйства, с третьего места (14,9%) в 1927/28 г. переходит на первое место (23,7%) в 1932/33 г. Резкий рост дает лесохимическая промышленность — с 2,1% в 1927/28 г. до 5,2% в 1932/33 г., передвигаясь с девятого места на седьмое. Основная и лесохимическая по абсолютным размерам превосходит валовую продукцию всей химической промышленности в 1927/28 г. Растет удельный вес коксобензольной с 4,0 в 1927/28 г. до 5,2% в 1932/33 г. и анилокрасочной — с 5,9 до 6,6%. Зато жировая и резиновая, дававшие в 1927/28 г. продукции 51,7%, снижают удельный вес до 39,7% в 1932/33 г.