Постановление Президиума ЦКК ВКП(б) и Коллегии НК РКИ СССР «О взаимоотношениях Ершовской РайКК-РКИ с Политотделами МТС». 11 июля 1933 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1933.07.11
Метки: 
Источник: 
Голод в СССР 1929-1934. Том 3. Лето 1933 - 1934 гг. М.: МФД, 2011. Стр. 67-68
Архив: 
Известия. 1933. 11 июля.

№8

Постановление Президиума ЦКК ВКП(б)23 и Коллегии НК РКИ СССР24 «О взаимоотношениях Ершовской РайКК-РКИ с Политотделами МТС».

Не позднее 11 июля 1933 г1*

Ершовская райКК—РКИ (председатель т. Журавлев) не выполнила директив ЦКК о помощи политотделам в работе и вместо помощи занялась их дискредитацией. Письмо т. Журавлева на имя ЦКК оказалось после специальной проверки клеветническим документом, отражающим недовольство бюрократических и враждебных элементов политотделами.

Обвинение т. Журавлева, что с организацией политотделов снизилась работа секций и групп содействия РКИ и что старый актив отошел от РКИ, оказалось на деле неправильным, т.к. секции и группы содействия существуют преимущественно на бумаге, бездействуют, а т. Журавлев ни разу даже не поставил вопрос о работе с РКИстским активом перед политотделами. РайКК— РКИ не поняла, что именно организация политотделов дает возможность по-настоящему создать советский и колхозный актив, в том числе боевой РКИстский актив.

Обвинение, что политотделы почти не ведут партмассовую работу и что работники политотделов идут по линии наименьшего сопротивления в вопросах исключения из партии коммунистов колхозных ячеек, является антипартийной клеветой на политотделы. Как и во всех МТС, политотделы в Ершовском р. развернули большую массовую работу с членами партии и с колхозниками, значительно укрепили трудовую дисциплину в колхозах, очистили их от многих кулацких элементов, вывели ряд колхозов из глубокого прорыва. В результате поднялась производственная и политическая активность колхозных масс, и район кончил сев одним из первых в крае, значительно раньше, чем в прошлом году. Политотделы более чутко относятся к коммунистам колхозных ячеек, чем райком и райКК, которые иногда неправильно и бюрократически подходят к исключениям из партии, против чего политотделы правильно протестуют (дело Веретенникова и др.).

Неправильным оказалось утверждение, что зам. начальника политотдела Римско-Корсаковской МТС т. Пупков распустил пленум Каменского сельсовета. Вместо того, чтобы одобрить действия т. Пулкова, не разрешившего ехать председателям колхозов за 8—10 км в разгаре сева на президиум совета, назначенный в дневное время, т. Журавлев выступил против политотдела и написал политически ошибочное письмо, в котором рекомендует политотделу согласовывать все свои действия с сельским советом.

Выступление т. Журавлева не является единичным. В районе политотделы систематически дискредитировались пред. РИКа т. Рябининым, ведущим антипартийную линию против политотделов. Тов. Рябинин допустил грубый антипартийный выпад против политотделов, причем на этот выпад против партии т. Журавлев даже не отреагировал.

Президиум ЦКК и Коллегия НК РКИ СССР постановляют:

1. Председателю Ершовской райКК т. Журавлеву (член ВКП(б) с 1920 г., из крестьян) объявить строгий выговор и снять с работы за невыполнение директив ЦКК о помощи политотделам, за политически неправильную и клеветническую информацию в ЦКК о работе политотделов и за их дискредитацию.

2.    Председатель РИКа т. Рябинин (член ВКП(б) с 1918 г., быв. батрак) заслуживает исключения из партии за грубый антипартийный выпад против политотделов и за дискредитацию их, но, учитывая его прежнюю работу, ограничиться объявлением ему строгого выговора с предупреждением и снятием его с работы пред. РИКа.

3.    Обязать Нижне-Волжскую крайКК (т. Калнина) созвать пленум райКК и обсудить на нем настоящее постановление.

4.    Настоящее постановление опубликовать в печати25.

 

1* Датируется по публикации в газете «Известия».

23 Центральная контрольная комиссия ВКП(б) (ЦКК) — в 1920—1934 гг. высший контрольный орган партии. В 1923—1934 гг. входила в объединенный партийно-государственный орган ЦКК—РКИ.

24 Наркомат рабоче-крестьянской инспекции — структурное подразделение высшего контрольного партийно-государственного органа — ЦКК—РКИ. Созданный в 1920 г., НК РКИ с 1923 г. действовал совместно с Центральной контрольной комиссией ВКП(б), формально сохраняя самостоятельный статус. Члены ЦКК выбирались съездами партии, нарком РКИ и его заместители назначались ЦИК СССР (СИЭ. Т. 11. С. 774-775).

25 С целью создания деловой и конструктивной обстановки Центр и дальше регулировал взаимоотношения политотделов МТС и местных властей, разрешал возникавшие между ними трения. Как правило, он защищал полномочия начальников политотделов в их работе по укреплению МТС и в конфликтных ситуациях на данной почве. Например, в телеграмме Кагановича и начальника политуправления НКЗ СССР Криницкого секретарю Одесского обкома Вегеру, начальнику политсектора МТС облЗу Темкину и секретарю ЦК КП(б)У Постышеву от 25 августа 1933 г. указывалось на неправомерность распоряжения Темкина от 8 июля 1933 г., которым он в связи с созывом по указанию Вегера в Зиновьевске совещания начальников политотделов запретил им выезды на какие-либо совещания за пределы МТС без санкции политсектора МТС. Начальник политсектора предупреждался, что в Одесской области возникла «опасность создания нездоровой атмосферы в отношениях политсектора МТС к обкому. Политсектор не должен себя рассматривать равной стороной в отношении обкома, двоецентрия в области не должно быть» (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 167. Д. 38. Л. 277). В телеграмме Кагановича секретарю Днепропетровского обкома М.М. Хатаевичу и С.В. Косиору от 3 сентября 1933 г. также было предложено положить конец всяким трениям между политсектором МТС облЗУ и обкомом (Там же. Д. 39. Л. 25). 6 сентября 1933 г. Каганович напомнил Вегеру о запрете ЦК снимать директоров МТС без его разрешения (Там же. Л. 51). 19 сентября 1933 г. он предложил секретарю Казкрайкома Мирзояну разрешить конфликтную ситуацию в политотделе Мукринской МТС, где «огульному обвинению» местных работников подвергся начполитотдела Джумагазиев (Там же. Л. 121).

В то же время работники политотделов МТС в случае невыполнения возложенных на них обязанностей, превышения полномочий с негативными последствиями снимались Центром с работы, их решения отменялись. Например, 18 октября 1933 г. за невыполнение обязательств по хлебосдаче был уволен начальник политотдела Клетской МТС Урюпинского района Сталинградского края (ЦДНИ Волгоградской обл. Ф. 82. Оп. 1. Д. 26. Л. 11). Осуждение Центра вызвал выходящий за пределы полномочий политотделов приказ начальника политотдела Ново-Бейсугской МТС Азово-Черноморского края Виноградова от 31 июля 1934 г. о запрете органам следствия, суда и милиции судить, отдавать под суд колхозников без предварительного согласования с начальником политотдела (ЦА ФСБ России. Ф. 3. Oп. 1. Д. 73. Л. 68-70).