Разъяснение А.И.Муралова. 8 декабря 1935 г.
№ 268
В своем письме от 23 ноября с.г. Вы запрашиваете:
1) Считаются ли обобществленными скотные дворы колхозников в колхозах, организовавшихся до утверждения нового устава с/х артели?
Разъясняем, что на основе резолюции июньского пленума ЦК ВКП(б) «Об улучшении и развитии животноводства»1*, принятой 1 июля 1934 г., все животноводческие постройки колхозников, находящиеся на их усадьбах и не занятые обобществленным скотом, являются собственностью колхозников.
Таким образом, животноводческие постройки колхозников, обобществленные в свое время в порядке статьи 4 старого Примерного устава с/х артели (утвержденного СНК СССР и Президиумом ЦИК Союза ССР 1 марта 1930 г.), но фактически не использованные до 1 июля 1934 г. для содержания в них обобществленного скота, должны рассматриваться как собственность колхозников.
Если же обобществленные на основе старого устава с/х артели животноводческие постройки колхозников к моменту опубликования постановления июньского (1934 г.) пленума ЦК ВКП(б) были заняты обобществленным скотом, эти постройки являются собственностью колхоза.
2) Может ли правление колхоза занять скотный двор колхозника полностью, предоставив для его личного скота место во дворе рядом живущего колхозника?
Разъясняем, что необобществленный скотный двор, являющийся личной собственностью колхозника, можно использовать для обобществленного скота колхозов только при наличии добровольного согласия на это колхозника — владельца скотного двора, на условиях по договоренности с владельцем скотного двора.
Помещать скот личного пользования одного колхозника в скотный двор, принадлежащий другому колхознику, правление колхоза без добровольного согласия на это обоих колхозников не имеет права.
Зам. наркома земледелия Союза ССР Муралов.
1* См.: КПСС в резолюциях... Т. 6. С. 159—169.