Из сводки политуправления Приволжского военного округа об итогах общевойскового сбора переменного состава территориальных дивизий. 21 октября 1935 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1935.10.27
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 4. 1934 - 1936. Москва РОССПЭН Стр. 614-616
Архив: 
РГВА. Ф. 9. Оп. 36. Д. 1415. Л. 357-360. Подлинник.

№ 261

№ 124

1*Политико-моральное состояние переменного состава политорганы характеризуют исключительно положительно. Основная масса переменников на сбор явилась с бодрым настроением и с первого дня активно включилась в учебу. Развернулось социалистическое соревнование, охватившее основную массу переменного состава. На тактических учениях, во время маршей красноармейцы показали исключительное упорство и желание хорошо выполнять задание. При обследовании частей командование округа отмечает особые старания, тщательность большинства красноармейцев выполнить порученную работу (самоокапывание, маскировку, применение к местности, быстрота перебежек и т.п.).

При наличии такого желания и энтузиазма бойцов успех обучения зависел исключительно от работы командиров и организаций занятий.

Состояние дисциплины на сборе было вполне удовлетворительное. Количество людей, совершивших проступки по отдельно взятым частям, не превышает 2%, причем характер проступков, преимущественно непосредственно не влияющий на боеспособность части, а исходит из нетвердого знания внутреннего распорядка лагерной службы. В то же время количество переменников, получивших на сборе поощрения, в ряде частей составляли от 10 до 14%. Настроения переменного состава в массе своей были исключительно положительные, и лишь среди отдельных бойцов выявлены отрицательные суждения. Наиболее характерные из них следующие:

1)    В связи с плохой работой отдельных колхозов были такие суждения:

«Вы говорите о достижениях, а у нас в колхозе дело плохо. Все лето возили кирпичи и за вырученные деньги покупали хлеб» (Ахмадуллин, красноармеец 1 ап, колхозник, б/п).

«Наш колхоз идет назад. Лошадей было 120, а сейчас осталось 90. Хлеба не хватает» (Закиров, красноармеец 1 ап, б/п, колхозник).

В газете написано хорошо о том, что в СССР строятся гиганты, но колхозникам жить очень плохо» (красноармеец Егоров, б/п, колхозник).

2)    Среди единоличников выявлены следующие суждения:

«Говорят, плохо живется в капиталистических странах, да и у нас не лучше, вот например, меня жмут и жмут, накладывают налоги, в прошлом году 100 руб., теперь 200 руб., поневоле пойдешь в колхоз от этой жизни» (красноармеец 31 ап Романов, б/п, единоличник, Зотов, переменник 7 разведдивизиона, б/п, единоличник).

3)    Выявлены отдельные отрицательные суждения вокруг вопросов о льготах переменникам, призванным на сбор:

«Раз нам трудодней за время сбора не дают, то должна быть скидка в работе» (Жданов, красноармеец, колхозник, б/п).

«Охота отпала заниматься, когда узнал, что трудодней не дадут» (Фаттапов, командир взвода, колхозник, б/п).

«Отмена начисления трудодней неправильная. Мы здесь трудимся в такое время, когда есть возможность в колхозе заработать наибольшее количество трудодней» (командир отделения, переменник Гарипов, 6/п, колхозник).

4)    В связи с проработкой решений VII конгресса Коминтерна167 среди переменников были отдельные неправильные толкования:

«Советский Союз уступил Японии КВЖД168, а теперь угрожает Германия, ей придется уступить Белоруссию, Украину, не надо бы уступать КВЖД» (Тимофеев, батальон связи 1 сд, б/п, красноармеец).

«Соединенные Штаты Америки протестуют по поводу созыва VII конгресса Коминтерна в Москве. Теперь они могут пойти в союзе с Японией и Германией» (Соколов, комсомолец, служащий).

5)    Враждебных антисоветских настроений не выявлено. В батальоне связи 31 сд был случай выступления красноармейца Бабенко (рабочий, сочувствующий) с антисоветским анекдотом. Присутствующие комсомольцы тут же дали ему резкий отпор. Бабенко объяснил, что он не понимал контрреволюционную сущность анекдота, и дал слово больше подобного не повторять.

6) Были отдельные настроения и жалобы на тяжесть службы во время сбора, так переменник 70 ап Выборхов, б/п, колхозник, заявлял: «Не нравится мне здесь. Все время на работе да на занятиях, весь день занят. За каждой мелочью просить командира, да еще руку к козырьку приложи, а не так сделаешь, он тебя повернет обратно да заставит снова как полагается. Все равно, как в царское время». Переменник Великанов, б/п, рабочий: «Что все бегом да бегом маят нас2*. Ходили бы тихонько».

Подобные настроения нытиков, политически отсталых людей — единицы, и масса бойцов всегда давала им резкий отпор.

Выводы

Общевойсковой сбор текущего года был краткосрочным, поэтому особо ценным является обеспечение в большинстве частей на сборе максимальной напряженности и эффективности в работе. Своевременно начата учеба, подготовленная руководящим составом по заранее разработанным планам. С первых дней достигнута сколоченность подразделений, особенно это было видно на общевойсковых учениях, проведенных в конце сбора. Вместе с тем имеют место следующие недочеты:

1)    Плохо поставлен учет переменного состава, в силу чего плохо была обеспечена явка на сбор.

2)    Плохо поставлена подготовка переменного начсостава всех категорий в междусборовый период.

3)    Ослабление междусборовой работой со всем переменным составом в летний период.

4)    Неудовлетворительно организована система изучения настроений переменников, особенно в первые дни сбора и в междусборовый период.

Зам. начальника политуправления ПРИВО Баргер.

1* Опущены разделы о явке на сборы, материальном обеспечении сборов, подготовке руководящего состава, развертывании партийной и комсомольской работы на сборе, политической агитации и массовой культурной работе, итогах боевой подготовки.

2* Так в тексте.

167    Седьмой конгресс Коминтерна состоялся 25 июля — 20 августа 1935 г. в Москве. В нем принимали участие 510 делегатов, представлявших 65 компартий. В повестке дня конгресса были следующие вопросы: отчет о деятельности Исполкома Коминтерна; наступление фашизма и задачи Коминтерна в борьбе за единство рабочего класса против фашизма; подготовка империалистической войны и задачи Коминтерна; итоги строительства социализма в СССР. По всем вопросам были приняты соответствующие резолюции.

Конгресс пришел к выводу о необходимости создания в капиталистических странах правительств единого рабочего и народного фронта, о поддержке такого правительства и участии в нем коммунистов.

Хотя новая линия Коминтерна рассматривалась как тактическая, в сущности, речь шла об изменении стратегии. Главной опасностью признавался фашизм. Вместо жесткого противостояния с социал-демократией провозглашалась линия на сотрудничество. На этой основе должен был возникнуть и гораздо более широкий «антифашистский народный фронт», а в перспективе — и «правительства единого фронта». При этом подчеркивалась необходимость защищать демократические завоевания, уже достигнутые в странах Запада, внимательнее учитывать национальные особенности отдельных стран, вообще, применять более гибкую тактику, чем раньше.

Решения VII (и, как оказалось, последнего) конгресса во многом определили стратегию и тактику коммунистического движения в условиях нарастания военной опасности.

168 Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) была построена в 1893 — 1903 гг. С 1924 г. управлялась как совместное советско-китайское предприятие. Осенью 1931 г. Маньчжурия была оккупирована Японией, которая на захваченной территории создала так называемое «государство Манчжоу Го». С самого начала японские и маньчжурские власти стали чинить препятствия деятельности советской администрации КВЖД. После ряда провокаций Советское правительство, опасаясь дальнейшего обострения ситуации и осознавая неготовность СССР к серьезному конфликту на Дальнем Востоке, решило уступить КВЖД Японии. В мае 1933 г. японскому правительству было сделано соответствующее предложение, и вскоре в Токио начались переговоры между представителями СССР, Японии и Маньчжоу Го. Позицию Советского правительства в этом вопросе сформулировал зам. наркома иностранных дел Л. М.Карахан в письме полпреду СССР в Японии К.К.Юреневу в мае 1933 г.: все политические силы в Японии «сойдутся на одном на том, чтобы максимально обесценить КВЖД и получить ее почти даром. Но независимо от того, когда произойдет и в какой форме соглашение о КВЖД, на ближайший период времени наше предложение мы рассматриваем как фактор, затрудняющий осуществление воинственных планов японской военщины» (Документы внешней политики СССР. Т.ХVI. М.,1970. С. 298).

Первоначальные предложения СССР были таковы: дорога и все имущество, подлежащее выкупу, оценивались в 250 млн золотых рублей (примерно 260 млн иен), причем половину этой суммы СССР соглашался получить товарами в течение двух лет. При этом советская сторона отказывалась от удовлетворения каких-либо претензий и долгов по КВЖД. В свою очередь маньчжурская делегация предложила за КВЖД 50 млн иен с условием, что по всем претензиям и долгам КВЖД будет отвечать СССР.

После длительных переговоров в марте 1935 г. было подписано соглашение: Маньчжурия выплачивает 140 млн иен, в том числе одну треть этой суммы поставками товаров в течение 3 лет. Таким образом, КВЖД была продана ниже своей фактической стоимости. В 1945 — 1952 гг. КВЖД вновь находилась под совместным советско-китайским управлением, и затем безвозмездно была передана Китаю.