Спецсообщение зам. начальника Управления контрразведки «Смерш» ГСОВГ Г.А. Мельникова начальнику Главного управления контрразведки «Смерш» НКО СССР B.C. Абакумову о деятельности «особых украинских лагерей» для военнопленных

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1945.06.26
Источник: 
Украинские националистические организации в годы второй мировой войны. Том 2 1944-1945 Москва. РОССПЭН 2012 Стр. 683-685
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 100. Оп. 11. Д. 8. Л. 102—105. Подлинник.

26 июня 1945 г.

Совершенно секретно

Начальнику Главного управление контрразведки НКО «Смерш»

комиссару Государственной безопасности 2 ранга товарищу Абакумову B.C.

Спецсообщение об установлении «особых украинских лагерей»,

созданных немцами на территории Германии

В ОКР «Смерш» 69-й армии поступили донесения, что немецким командованием в 1943 г. в Рейнско-Вестфальской области были созданы особые украинские лагеря: один в г. Иббенбрюкен, другой в г. Мюнстере217.

В лагеря отбирались украинцы из числа военнопленных Красной Армии, исключительно обладающие образовательной подготовкой не ниже семилетки.

Во главе лагерей стояли украинские эмигранты, связанные с гетманской организацией СКОРОПАДСКОГО. Воспитание и идеологическая подготовка содержащихся в лагере, носили националистически-монархический характер в духе преданности гетману и ненависти к советской власти, большевикам и к русским.

В штат лагеря входило 8 немцев (комендант, помощник по хозчасти, начальник строевой части, обер-фельдфебель и обслуживающий персонал из рядового и ефрейторского состава) и 55 украинцев (инспектор лагерей, старший по табору и командно-политический состав).

Весь состав лагеря (табора) был разбит на курени, четы и рои (по принципу построения частей украинско-националистических воинских формирований). В число командного состава входили куренные, сотники, четовые, роевые. Кроме того, здесь же находились и воспитатели (пропагандисты).

Администрация лагеря подчинялась не Управлению лагерями, а командованию Мюнстерского военного округа.

В оба лагеря вербовка проводилась исключительно в одном украинском шта-лаге Германии № 326 (Р. Вестфальская область. Станция «Эпельгоф», в 25 км от г. Белефельд).

В 1941 г. в шталаге218 отбирал себе людей для начала работы лично сам инспектор — сотник БАЛАБАН. Впоследствии, когда были подготовлены свои кадры, вербовка была доверена двум украинцам по фамилии «РОСТИГА» и «САДОВЫЙ». Они жили постоянно в шталаге, имея право на хождение беспрепятственно всюду. Подчинялись только инспектору БАЛАБАНУ, но свою работу согласовывали с «Абвером» шталага. Отобранных людей отправляли как в Иббенбрюкенский лагерь, так и в Мюнстерский.

Вновь прибывавшие партии военнопленных отводились в особые бараки для прохождения карантина перед отправкой в рабочие команды. Во время прохождения карантина и проходила вербовка в украинские лагери.

В день прибытия партии вербовщики приходили в бараки и заводили беседы с отдельными украинцами. На второй день люди выстраивались и подавалась команда: «Кто украинец? Поднять руки». Подсчет показывал, сколько прибыло украинцев. Разговор велся на украинском языке с насмешкой и бранью по адресу русских.

Строй распускался. Заинтересованные украинцы собирались вокруг вербовщиков и задавали вопросы. Завязывалась беседа, в которой вербовщики говорили, что украинцы должны объединиться для совместной борьбы против общего врага - большевизма, а пока в плену должны объединиться для сохранения своей жизни, которая будет еще нужна. Рассказывали, что есть украинский лагерь, где живут украинцы, которым помогают украинские эмигранты.

Заинтересовав таким образом голодных людей, они уходили, обещая на другой день поговорить с украинцами отдельно. На следующий день украинцев строили отдельно, вербовщики из них отбирали людей с образованием, — вначале с высшим, средним и, если людей было мало, то снижали свои требования до 5 классов. Отобранных заводили в отдельную комнату, где, предварительно проверив, чтобы не было русских, проводили короткую беседу об украинских лагерях.

Затем после беседы проводилась запись желающих идти в «Особый украинский лагерь», при этом записывали до 35-летнего возраста, физически здоровых, выносливых. Записавшихся отбирали и переводили в другой барак, где им сразу же улучшались бытовые условия.

В этом бараке находились несколько дней, пока не подбирали определенное количество людей. За это время людей переодевали в лучшую одежду: шинель, два костюма, две пары кожаных ботинок, две пары нового белья. Когда была подобрана группа, их отправляли без конвоя с одним только сопровождающим. Сопровождение было первым испытанием.

Сотник каждого опрашивал лично, немецкий комендант в опрос не вмешивался.

После опроса проходила разбивка по взводам, придерживаясь принципа одинакового уровня общеобразовательной подготовки.

Все зачисленные в «Особый украинский лагерь» проходили обучение, состоявшее из идеологической и строевой подготовки. Кроме того, ежедневно проводились занятия по немецкому языку.

Идеологическая подготовка проводилась в духе программы гетманцев-державников, причем, подчеркивалось, что создание гетманской Украины может быть совершено только при помощи Германии, для которой русские являются такими же вечными врагами как и для украинцев.

После 6-8-месячного обучения в лагере украинцы исключительно использовались на работе по линии «Абвер», первое время в рабочих лагерях и лагерях военнопленных по выявлению антифашистов, укрывающихся членов коммунистической партии и т.д.

Эту работу они обычно выполняли от трех до шести месяцев, а затем вновь направлялись в «Особый украинский лагерь» в распоряжение сотника.

Кроме временной посылки на работу в органы «Абвер», некоторые навсегда выбывали из лагеря для выполнения особых заданий: часть из них засылалась в СССР, часть использовалась на различных    работах    во временно оккупированных районах СССР, часть же оставалась в Германии для работы среди украин ского населения.

Заместитель] начальника Управления контрразведки «Смерш»

Группы советских оккупационных войск в Германии —

генерал-майор    

МЕЛЬНИКОВ

___________________________

217 Школа пропагандистов в г. Иббенбюрене была организована Абвером в конце 1941 г. Специализация — подготовка агентов контрразведчиков и пропагандистов для работы в лагерях военнопленных и рабочих-«остовцев». Иббенбюренская школа также являлась резервом для вербовки агентов в немецкие разведывательные и диверсионные школы. В марте 1945 г. школа эвакуировалась в направлении Ганновера, но в пути весь ее личный состав был пленен английскими войсками.

Школа пропагандистов в г. Мюнстере была организована Абвером в феврале 1943 г. Структура школы, ее задачи и методика подготовки были аналогичны Иббенбюренской.

218 Шталаг (нем. — Stalag), общеупотребительная сокращенная форма (от Stammlager) обозначения лагерей для интернированных военнопленных во время Второй мировой войны.