Сообщение наркома государственной безопасности УССР С.Р. Савченко В.Н. Меркулову и Б.З. Кобулову о ходе переговоров между представителями советской власти и Центрального провода ОУН (Бандеры)
г. Киев
Не ранее 28 апреля 1945 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
№ 1011/с
Т. Меркулову
Т. Кобулову
По делу «Щось»
Как мы об этом уже вам докладывали своим № 392 от 15 марта 1945 г., нами, через связной пункт во Львове МУЗЫКУ Я.Л., на основании Ваших указаний и указаний т. Хрущева, переданы были Музыке для представителей Центрального провода ОУН-УПА конкретные предложения об условиях переговоров209.
22 марта 1945 г., как об этом нам сообщила МУЗЫКА, «неизвестная девушка», явившись к ней от имени представителей Провода ОУН-УПА, которые имели встречу с нашими работниками, и забрала наше письмо, содержащее в себе условия переговоров.
По агентурным данным нам было известно, что как раз в этот период времени во Львове находилась известная связная Провода ОУН-УПА - «СВЕТЛАНА», которой, видимо, и передано наше письмо.
Во время своего пребывания во Львове «СВЕТЛАНА» имела встречи с агентом УНКГБ [...]I, в беседе с которым указала, что в связи с тяжелым положением, сложившимся для ОУН-УПА, в настоящий период актуальной необходимостью для них являются переговоры с Советским правительством.
По тем же агентурным данным «СВЕТЛАНА», пробыв во Львове больше недели, в конце марта с.г. ушла в месторасположение Провода ОУН-УПА.
За апрель месяц появление «СВЕТЛАНЫ» во Львове нашей агентурой не зафиксировано.
С МУЗЫКОЙ после сообщения ею о том, что письмо с конкретными предложениями Проводу ОУН—УПА об условиях переговоров, передано по назначению, мы имели связь 10 и 28 апреля с.г., однако она доложила нам, что за этот период времени никто из связных Провода ОУН—УПА ее не посещал, и ответа на наше письмо она не получала.
Согласно просьбы представителей Провода ОУН-УПА, во время состоявшейся с ними встречи наших работников210, о том, чтобы мы дали им для святи пункты в каждой области Западной Украины (Галиции), мы дали им такой пункт святи, кроме Львова, в районе Зборов, Тернопольской области — недалеко от места состоявшейся встречи.
Проверкой этого пункта связи также установлено, что каких бы то ни было ответных писем на наши конкретные предложения от Провода ОУН-УПА пока не поступало.
О дальнейшем ходе дела будем Вам докладывать.
НАРОДНЫЙ КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИИ УССР
Комиссар Государственной Безопасности 3 ранга
Савченко
___________________________
I Имя агента опущено при первой публикации.
209 О первой попытке организовать переговоры между Правительством УССР и ОУН—УПА через ту же связную ОУН Я.Л. Музыку см. докладную записку начальника 4-го Управления НКГБ УССР С. Карина в НКГБ УССР «О переговорах со связной бандеровского Центрального Провода ОУН» от 19 февраля 1945 г. (см.: Степан Бандера у документах радянських органів державно!' без-пеки (1939-1959). В 3-хт. Т. 1. Киів, 2009. С. 257-275).
210 О переговорах представителей Правительства УССР и руководителей ОУН-УПА в феврале 1945 г. достаточно подробно рассказывает в своих показаниях от 28 февраля и 17 мая 1946 г. B. Дьячук-Чижевский.