Постановление бюро Станиславского обкома КП(б)У «О налете бандитов на райцентр Большевцы»
10 апреля 1945 г.
ОСОБАЯ ПАПКА
К протоколу № 29/ 42
Проверкой установлено, что в ночь с 4 на 5 апреля 1945 г. банда в количестве до 200 человек напала на райцентр Большевицы с целью уничтожения партийно-советского актива и освобождения арестованных бандитов, находящихся в Большевцовском НКВД.
Начальнику РО НКВД Большевцовского района т. ИОНОВУ было известно, что 1 апреля 1945 г. в с. Кинешево Большевцовского района состоялось совещание руководства банды, где обсуждался вопрос о нападении на райцентр Большевцы. Кроме того, 3 апреля 1945 г. бойцом истребительного батальона Большевцовского райвоенкомата СЕМИГИНЫМ были выведены из строя два пулемета, принадлежащие Большевцовскому райвоенкомату. Виновник в порче двух пулеметов СЕМИГИН был арестован. Как выяснилось при допросе, пулеметы были выведены из строя по указания руководителя «боевки» РО НКГБ ФУРЬЕРА. Получив от ФУРЬЕРА Отрицательный ответ, начальник РО НКГБ ИОНОВ на этом успокоился, чем грубо нарушил революционную бдительность, дав возможность бандитам собрать силы для нападения на райцентр, не придав значения показаниям «бойца» истребительного батальона СЕМ И ГИ НА, что последний по заданию старшего «боевки» НКГБ привел оружие в негодное состояние.
Изложенные факты произошли вследствие отсутствия партийной и чекистской бдительности, что дало возможность бандиту ФУРЬЕРУ не только повлиять на Семигина отказаться от своих показаний, а и изменить их в свою пользу и уйти накануне нападения на Большевцы в банду.
Воинское подразделение капитана Олейника ограничилось формальным выездом на место боя, прошли по следу банды 8 км и не организовали поиски банды и ее преследования.
Бюро обкома КП(б)У отмечает, что решением ЦК КП(б)У проведение политико-массовой работы среди бойцов истребительных батальонов, возложенное на РК КП(б)У - в Большевцовском и других районах выполняется слабо, вследствие чего в ряде случаев в истребительные батальоны проникают немецко-украинские националисты и их пособники и проводят свою вражескую работу.
Бюро обкому КП(б)У постановляет:
Начальнику Большевцовского РО НКГБ ИОНОВУ за преступление партийной и чекистской бдительности в результате чего не было вскрыто бандитской деятельности репрессивных мер, чем дал возможность бандиту ФУРЬЕРУ с группой уйти в банду — объявить выговор.
Начальнику РО НКВД МАЙДЕБУРГУ за неприятие своевременных предупредительных мер — поставить на вид.
Отметить, что начальник Большевцовского РО НКВД ОРЛОВ, приняв необходимые меры обороны в своем районе, не своевременно сообщил о наличии банды и ее направление Большевцы, Галич.
Обязать и.о. заместителя начальника управления НКВД ПОХВАЛОВА срочно расследовать причины опоздания воинского подразделения капитана ОЛЕЙНИКА на место боя и почему не было организовано поиски банды и виновных привлечь к ответственности, о чем сообщить обкому КП(б)У.
Поручить облвоенкому СИГУЛЬНОВУ расследовать факты беспечности и преступного хранения оружия в Большевцовском райвоенкомате и виновных привлечь к ответственности, о результатах к 17 апрелю 1945 г. сообщить обкому КП(б)У.
Обратить внимание Большевцовском РК КП(б)У на запущенность политической работы среди бойцов истребительного батальона, что способствовало проникновению в истребительный батальон бандитских элементов.
Обком КП(б)У требует от всех секретарей РК КП(б)У выполнить решение ЦК КП(б)У о повседневном проведении политико-воспитательной работы среди бойцов истребительного батальона.
Бюро обкома КП(б)У еще раз напоминает всем начальникам РО НКВД и НКГБ, первым секретарям РК КП(б)У о их персональной ответственности за постановку разведки в районах, организацию надлежащей агентурной работы, выявления и преследования банд до их полного разгрома и уничтожения.
Настоящее решение обсудить на партсобраниях первичных парторганизациях НКВД, НКГБ и райвоенкоматов.
Секретарь обкома КП(б)У
ПЕТРИК