Докладная записка начальника 1 Управления НКГБ УССР Черняка начальнику 1 Управления НКГБ СССР П.М. Фитину о деятельности УНО в Закарпатской Украине
г. Львов
9 апреля 1945 г.
Совершенно секретно
Начальнику 1 Управления НКГБ СССР - Комиссару Государственной Безопасности 3 ранга — тов. Фитину
Украинские националисты всегда уделяли большое внимание Закарпатской Украине, рассматривая ее, как будущую составную часть т.н. «Соборной Украины».
В период, когда Закарпатская Украина входила в состав Чехословакии, «Организация Украинских Националистов» — ОУН систематически засылала туда из Праги и Галиции своих эмиссаров, для создания ОУНовского подполья под прикрытием легальных, культурно-просветительных учреждений.
Однако, широкого распространения своего влияния в Закарпатской Украине ОУНовцам не удалось добиться. Причиной тому было противодействие чехословацких властей и наличие в Закарпатской Украине, более сильных, чем украинцы, русских элементов, оспаривавших национальную принадлежность карпатороссов.
В 1938 г., когда в момент развала Чехословацкой республики, возникла т.н. «Карпатская Украина», во главе с немецким ставленником, президентом Августином ВОЛОШИНЫМ и ее вооруженная сила — «СИЧ», Центральный «Провод» ОУН пытался захватить руководство этим марионеточным государством в свои руки.
Это мероприятие ОУН не удалось осуществить, так как «Карпатская Украина» вскоре была ликвидирована Венгрией, захватившей всю территорию Закарпатской Украины и пресекавшей всякие проявления украинских националистов, направленные в ущерб интересам Венгрии.
В первый период после освобождения Закарпатской Украины от немецко-венгерских захватчиков не чувствовалось сколько-нибудь организованной деятельности украинских националистов. Значительная часть бывших «сичеви-ков», главным образом крестьяне и учительство, приняли активное участие в работе созданных Народных Комитетов206 и проявляли тенденции к поддержке идеи воссоединения Закарпатской Украины с Советской Украиной.
Наиболее активные из оставшихся «сичевиков», учитывая создавшуюся с приходом Красной Армии обстановку, стали маскироваться, чтобы пролезть в местные органы власти, с целью ведения подрывной работы изнутри. Так, например, известные руководители «сичевиков» ВОРОН Андрей и РЕВАЙ Федор, предложили свои услуги командованию Красной Армии в создании органов власти, обещая добросовестное сотрудничество. Будучи впоследствии арестованы, Ворон и Ревай дали показания о принадлежности к немецкой разведке и стремлении проникнуть в органы власти во вражеских целях.
Председатель Народного Комитета в Перечинском округе доктор БОРЕЦКИЙ, известный как украинский националист, сгруппировал вокруг себя бывших «сичевиков». Одним из членов Народного Комитета оказался ЦМУР Иван, который в 1938 г. был членом Национального комитета «Карпатской Украины» и замещал руководителя «сичевых стрельцов» в Перечине ДЕХА Василия. В марте 1939 г. ЦМУР бежал от венгров в Германию, участвовал там в украинских националистических организациях. Этот ЦМУР, несмотря на троекратный приказ коменданта г. Перечина о сдаче населением оружия, хранил у себя до января с.г. винтовку, пистолет и 8 гранат. При обсуждении Манифеста Народной Рады, ЦМУР отказался его подписать, заявив при этом:
«...Я вычеркиваю себя из манифеста, так как я не украинец, а чехословак».
Окружной Народный Комитет исключил ЦМУРа из своего состава, однако БОРЕЦКИЙ снова взял его под свою защиту.
В середине марта с.г. в г. Тячево, являющемся окружным центром, где основная часть населения состоит из украинцев, были вывешены желто-голубые националистические флаги. На вопрос о причине вывешивания таких флагов, следовали примерно такие ответы: «это наши национальные цвета».
Председателем окружного Тячевского Народного Комитета являются некий ЧОНКА, известный своими националистическими убеждениями. Весьма характерно, что демонстрация флагов совпала с приездом в Тячево начальника уряда Народной Рады, доктора КАЛИНЮКА, состоящего на учете, как украинский националист. ЧОНКА и КАЛИНЮК являются близкими друзьями.
Последнее время наблюдается заметная активизация подрывной деятельности украинско-немецких националистов в Закарпатской Украине. Зафиксированные факты организованных антисоветских проявлений, диверсионных актов и концентрации вооруженных банд УПА, свидетельствуют о наличии единого руководства этим движением, исходящего от немецких разведорганов.
По имеющимся данным, на польской территории, граничащей с Закарпатской Украиной и УССР, в районе с. Волосатое уезда Лиско (15 км северо-восточнее пограничной станции Ужок), в настоящее время концентрируются бандформирования УПА и проводится усиленная их боевая подготовка, причем устраиваются смотры банд в сопровождении духового оркестра.
С этим пунктом концентрации банд УПА имеют непосредственную связь немецкие разведорганы, выбрасывающие самолетом парашютистов, с задачей соединиться с УПА в с. Волосатом и вести диверсионную работу.
19 марта с.г. в районе Велико-Березно немцами была сброшена на парашютах группа диверсантов в количестве девяти человек, из которых местной БеспекойI задержано два человека:
ПРОДЧЕНКО Иван Никитович, 1913 г.р., уроженец с. Тарасовичи Киевской области, украинец, весной 1943 г. был вывезен в Германию на работу, находился в лагере возле Берлина, затем был переведен в другой лагерь, где был завербован и прошел семидневную подготовку практической диверсионной работы.
ШЕРЕМЕТ Прокофий Федосеевич, 1912 г.р., односельчанин Продченко, при задержании изъят автомат ППД и немецкая граната.
Показаниями ПРОДЧЕНКО и ШЕРЕМЕТА установлено, что диверсионная группа в числе девяти человек была выброшена с аэродрома, дислоцирующегося в г. Прага, с заданием совершать диверсионные акты и соединиться с УПА.
Остальные участники группы — ПОТАПЧЕНКО Дмитрий, 1912 г.р., ВАСИЛЬЧЕНКО Василий, 22 лет, ЯКУПЧЕНКО Нестор, 30 лет, МИКИТЧУК Андрей Трофимович, 1909 г.р., все из Киевской области; БАРАНЧУК Степан, 28 лет из Харьковской области и еще один, фамилия его неизвестна, руководимые старшим группы ВОЛЬНИЧЕНКО Прохором, 1911 г.р., уроженец Киевской области, не обнаружены, по имеющимся данным направились в с. Волосатое.
Аналогичный факт выброски группы из шести парашютистов на территорию Закарпатской Украины, отмечен 28 марта с.г. в районе с. Русские. На месте приземления обнаружены четыре парашютиста и пустой ящик из-под радиостанции. Ввиду горно-лесистой местности, никого из них задержать не удалось.
Как прямое следствие выброски диверсантов на территорию Закарпатской Украины и наличии ОУНовского подполья, следует рассматривать участившиеся факты диверсий, а именно:
23 марта с.г. вблизи г. Ужгорода, двое неизвестных пытались заминировать железнодорожную линию, однако сами же подорвались на мине. Установить личности диверсантов не представилось возможным.
22 марта с.г. в г. Берегово неизвестными были подложены три гранаты под грузовую военную машину, стоявшую возле комендатуры. Диверсия своевременно была предотвращена.
В Иршавском округе обнаружено массовое отравление питьевой воды фосфором. В с. Билки отравлено 12 колодцев, с. Лоза - 4, г. Иршава - 3 и в ряде других сел.
По предварительным данным известно, что в одном из сел этого округа, в результате отравления умерли до 90 человек, выздоровевшие сообщили, что при отравлении они испытывали сильную головную боль, большое выделение слюны и боль желудка, сопровождающиеся выпадением зубов. Отравленная вода имеет запах прелого сена.
По подозрению в диверсии местными органами безопасности арестовано семь человек, ведется следствие.
Базируясь в основном на территории Польши, как указано выше в районе с. Волосатое, бандформирования УПА развили активную работу по проникновению в населенные пункты Закарпатской Украины, куда направляют своих вербовщиков, связных и т.д. для закладки ОУНовских организаций, складов литературы, оружия и боеприпасов".
ОУНовцы в своей работе опираются на местных украинских националистов, в первую очередь бывших «сичевых стрельцов», что подтверждается имеющимися агентурными данными о наличии контакта бандеровского подполья с «сичевиками», которое ориентируется на англичан, а также многочисленными фактами практической подрывной деятельности бандеровцев.
27 марта 1945 г. Велико-Березновским окротделом безопасности был арестован по подозрению в причастности к ОУНовскому подполью ДИДЫК Михаил Федорович, 1916 г.р., уроженец и житель с. Кострина, Велико-Березновского округа, украинец. Имеет низшее образование, в сентябре 1944 г. вернулся домой из г. Бреслау, куда был вывезен на работу.
При обыске у ДИДЫКА обнаружено и изъято: чешский пулемет и 9 дисков к нему, две венгерские винтовки, 6250 патронов, 97 детонаторов, а также брошюры и листовки в количестве 233 экземпляра, изготовленных УПА в конце 1944 г.
Показаниями ДИДЫКА устанавливается, что в с. Волосатом проходит боевую подготовку банда УПА в количестве 200 человек.
В конце февраля с.г. ДИДЫК, будучи в с. Волосатом, связался с местным жителем по фамилии МЕДВЕДЬ, который от имени УПА поручил ему создавать в приграничных селах Закарпатской Украины украинские повстанческие организации.
При вербовке ДИДЫК был предупрежден МЕДВЕДЕМ, что за невыполнение заданий или предательство он будет уничтожен вместе с семьей.
МЕДВЕДЬ, 35 лет, среднего роста. Плотного телосложения, волос черный, лицо овальное, небольшие усы, носил желтый мадьярский плащ, немецкую зеленую шапку с козырьком, черные ботинки.
19 марта с.г. вс. Кострина к ДИДЫКУ явились по поручению МЕДВЕДЯ неизвестные ему мужчина и женщина, оставили ему вышеупомянутую литературу УПА, обусловили с ним пароль и предупредили, что через неделю-полторы к нему явится связной, который даст подробное задание. ДИДЫКУ было поручено часть литературы распространить среди населения, а другую часть оставить до прихода связного, которого должен принять по паролю. Оба ушли в направлении Перечин — Ужгород, имея при себе запас литературы.
Нами проводятся мероприятия по перехвату связных УПА и проникновению агентуры в расположение банд УПА, дислоцирующихся в районе с. Волосатое.
Заслуживают внимания следующие факты, подтверждающие данные о наличии бандформирований УПА в районе с. Волосатое и проникновении их в Закарпатскую Украину:
29 марта с.г. в с. Быстры (10 км юго-западнее с. Волосатое) местным органом безопасности задержаны 9 человек бандеровцев в форме среднего комсостава, которые заявили, что они бежали из с. Волосатое в связи с прибытием туда отряда польского войска. Два человека из задержанных бежали.
В г. Велико-Березно задержан бандеровец, следовавший в г. Ужгород. В пограничных селах наблюдаются частые случаи появления бандеровцев, которые меняют одежду на продукты.
30 марта с.г. днем в с. Новая Стужица (10 км юго-западнее с. Волосатое) прибыла группа в количестве 50 человек, одетых в красноармейскую форму. Прибывшие заявили, что они являются подразделением воинской части, направляющейся из Киева в с. Волосатое для борьбы с бандеровцами, остальной отряд в количестве 450 человек следует с ними. Взяв с собой двух проводников из местных жителей, указанная группа в тот же день выступила в направлении с. Волосатое.
Для проверки сведений и выявления обстановки на месте, выехала оперативная группа местных органов безопасности.
О ходе дальнейших мероприятий по вскрытию и ликвидации украинского националистического подполья и бандформирований УПА на территории Закарпатской Украины будем информировать.
Считаем необходимым проведение в ближайшее время чекистско-войсковых мероприятий в районе с. Волосатое для ликвидации этого очага бандформирований УПА, угрожающего распространением на всю территорию Закарпатской Украины.
Начальник 1 Управления НКГБ УССР
подполковник Государственной Безопасности
Черняк
Резолюция: т. Гуляеву. 17/ІV. П. Ф[итин]
Т. Зеленову. Гул[яев]. 17/4 [19]45
Помета: т. Кузнецову. К делу. 20/ІV.
_________________________
I Имеется в виду службой безопасности.
206 8 апреля 1944 г. советские войска вышли к домюнхенским границам Чехословакии на участке Подкарпатской Руси в районах населенных пунктов Жабийе и Надворная. На местах стали создаваться национальные комитеты (народные рады), руководимые в большинстве случаев коммунистами и поддерживаемые советскими военными властями (о событиях, происходивших в Подкарпатской Руси осенью-зимой 1944—1945 гг., отношении к ним различных чешских и словацких политических сил, западных стран подробнее см.: Марьина В.В. Закарпатская Украина (Подкар-патская Русь) в политике Бенеша и Сталина. 1939—1945 гг. М., 2003). 26 ноября 1944 г. в Мукачево состоялся Первый съезд народных комитетов Закарпатской Украины. Съезд принял манифест, в котором говорилось: «Закарпатско-украинский народ, вырванный из немецко-венгерского плена, решил раз и навсегда осуществить свою извечную мечту и воссоединиться с Советской Украиной. С этими мыслями он шел на выборы сельских, районных и местных Народных комитетов с наказом им добиться воссоединения Закарпатской Украины с Советской Украиной.
Опираясь на непоколебимую волю всего народа, выраженную в петициях и постановлениях рабочих, крестьян, интеллигенции и духовенства всех городов и сел Закарпатской Украины о воссоединении Закарпатской Украины с Советской Украиной, I съезд Народных комитетов всей Закарпатской Украины постановляет:
1. Воссоединить Закарпатскую Украину со своей великой матерью — Советской Украиной и выйти из состава Чехословакии...» (Національні процеси в Украші. Історія і сучасність. Документи і матеріали. У 2-х част. Ч. 2. Киів, 1997. С. 387).