Выступление А.И.Криницкого. 5 июня 1935 г.
№ 201
Товарищи, в Саратовском крае весна этого года прошла неплохо, много лучше, чем в 1933 г., 1934 г., чем во все последние годы. Виды на урожай, если считать по теперешнему положению, мы имеем неплохие. Можно было опасаться засушливой погоды весной, особенно в Заволжье, но дожди прошли, влаги пока хватает, в том числе и в подавляющей части районов Заволжья.
Ворошилов. Значит, урожай будет хороший?
Криницкий. Да, пока есть все условия для более удовлетворительного урожая, чем в прошлом году.
В этом году посеяли в гораздо более короткие сроки, хотя 6 — 7 дней лили дожди, и рядовые сеялки и даже плуги несколько дней работать не могли. Качество работ на весеннем севе выше прошлых лет, особенно по Немреспублике. Колхозники работают много лучше; то, что говорил т. Эйхе1* и другие товарищи — это совершенно верно, огромное влияние имел новый сталинский устав с/х артели. Весенние работы шли с большим производственным подъемом.
Наш край начал справляться с основными с/х работами удовлетворительно. Здесь огромное значение имеет особенно большая помощь ЦК за последние 2 года. Тракторы, грузовики, комбайны, с/х машины поступили в колхозы края в большом количестве; тракторный парк этой весной у нас увеличился, примерно, на две трети сравнительно с весной прошлого года. Мы имеем сейчас все возможности быстро ликвидировать глубокие следы того отставания, которое ЦК отмечал не один раз в отношении нашего края.
Тов. Чернов2* в докладе говорил о значительном продвижении вперед колхозов нашего края этой весной. Это правильно. Мы по весеннему севу в колхозах, также и в совхозах не стоим в рядах отстающих краев. Но если посмотреть основное, то мы теперь должны от себя требовать, каков уровень урожайности, то теперешнее состояние дела и наша работа ЦК и нас самих никак удовлетворить не может. В прошлом году, когда план хлебопоставок край выполнил, и урожайность была несколько выше предыдущих двух лет, мы все же в среднем давали только 5 — 6 ц с га. Примерно у половины колхозов доход на трудодень был не выше 1 кило, и у 1/4 колхозов от 1 до 2 кило. Конечно, это слишком низкий уровень урожайности, в особенности, если учесть те материальные возможности, которые колхозам даны, и если учесть крепнущую большевистскую силу колхозов.
Так что для нашего края главный вывод из весеннего сева — активнее поднять борьбу за высокий урожай, поднять агротехнику в колхозах, развернуть борьбу за качество всех с/х работ. Текущий 1935 г. может быть и в этом отношении поворотным годом для нашего края, многое зависит от уборки.
Как складывается у нас дело с уборкой? Я хочу подчеркнуть две цифры. Средняя нагрузка уборочной площади на одного трудоспособного в наших колхозах 7,4 га, значительно выше в Немреспублике — 8,9 га. На одну тягловую силу, считая и живую и механическую, эта нагрузка — 9,3 га. Таковы средние цифры. Еще труднее в отстающих 675 колхозах края. Эти 675 колхозов — треть наших колхозов, мы за ними особо следим, то, что указывал т. Сталин неоднократно, мы стараемся выполнить; мы знаем нагрузку в этих колхозах на тягло и нагрузку на трудоспособного; помощь районов, кантонов, края прежде всего направлена в эти колхозы. Среди этих колхозов 380 имеют среднюю нагрузку около 10 га уборочной площади, а более 200 колхозов имеют среднюю нагрузку 15 га уборочной площади на трудоспособного.
В этих колхозах в те сроки, которые намечаются постановлением ЦК, мы едва ли можем уложиться без сильной материальной помощи грузовиками и комбайнами. Об этой помощи мы ставим вопрос в ЦК. Мы просим комбайны, намеченные на III и IV кварталы, дать нам до уборки. Без помощи комбайнами и грузовиками эта группа наиболее отстающих колхозов, треть наших колхозов, не сможет никак уложиться в сроки уборки, о которых говорится в постановлении ЦК.
Далее — о вязке хлеба. Если вязать в снопы весь хлеб, то нагрузка на трудоспособного должна быть не больше 4,5 —5 — 5,5 га. А в наших колхозах нагрузка на чел[овек]а в среднем 7,4 га — 8,9 га, а в отстающих колхозах еще выше. Поэтому для многих колхозов, особенно в заволжской степи, это требование — вязка всего хлеба в снопы — невыполнимо. Для нашего края, я думаю, придется допустить исключение: в отстающих, особенно степных районах и кантонах, мы должны в тех колхозах, где мы не можем убрать комбайнами, пойти на копнение части хлеба, иначе, бросив всю рабочую силу на вязку всего хлеба, мы будем сильно опаздывать с косовицей, молотьбой, со всей уборкой и хлебосдачей.
Несколько замечаний по организационному вопросу — о руководстве МТС колхозами. Мы уже на севе, товарищи, вот в чем убедились. За последние два года, после того как т. Сталин, ЦК, вся партия крепко взялись за колхозы, когда были созданы политотделы, МТС окрепли и как центры хозяйственно-технического руководства, и как центры политического и организационного руководства колхозами — то, чего требовала партия.
Теперь МТС огромная сила. В нашем крае на 2 тыс. с небольшим колхозов насчитывается около 13 тыс. тракторов СТЗ и 790 «сталинцев». Кадров, людей, овладевших техникой, тех людей, о которых говорил т. Сталин в своей речи 4 мая, насчитывается в наших МТС 85 — 90 тыс. чел. Это огромная армия людей.
Несомненно, что МТС имеют перед собою как основную задачу — руководить и хорошо управлять своим машинным парком, работать с этими людьми, которые овладели машиной. Это главная, но не единственная задача МТС. Однако, например, в нашем крае большинство директоров не осуществляют руководства в колхозах по вопросам организации труда, агротехники и другим вопросам колхозного производства. Агрономы МТС, а через них и МТС, не руководят как следует, по-настоящему всей агротехнической работой в колхозах. В таком важном деле, как ремонт колхозного инвентаря, часто МТС не принимают участия. Руководство МТС колхозами, всесторонней работой колхозных бригад во многих МТС без политотделов крайне ослабло. Конечно, преобразование политотделов изменило роль МТС в партийной и политической работе на селе. Но ошибочно сводить роль МТС на практике только к задачам хозяйственно-технического руководства — такой вывод мы должны были сделать из практики нашего края. После того, как политотделы преобразованы, нужно роль директора МТС и его заместителя по политчасти, роль самой МТС в политическом и организационном руководстве райкома колхозами закрепить и не ослаблять.
Во многих наших МТС, которые хорошо шли на севе, очень плохо шла прополка. Почему? Потому что директора этих МТС полагают, что их дело — только машины МТС, а организация людей в колхозах, в данном случае на прополке, МТС не касается.
То же получается теперь во многих МТС с ремонтом лобогреек в колхозах. На этих лобогрейках будут работать тракторы МТС, однако, многие МТС никак не руководят ремонтом лобогреек в колхозах.
Мне думается, что в проекте постановления ЦК это дополнение надо дать, указать на то, что лобогрейка и простейший уборочный инвентарь — жатка, самоскидка — недооцениваются в работе многих МТС в подготовке к уборке.
Комбайнизация уборки в этом году дает огромный скачок. В нашем крае комбайны должны убрать 11%. Если мы достигнем только прошлогодней нашей выработки комбайна в 217 га, то мы можем еще поднять процент уборки комбайнов. За это мы будем крепко драться. Но все же около 80% площади убирается лобогрейками. Тут много сложных организационных и производственных вопросов: ремонт лобогреек и подготовка сцепок, организация уборочных звеньев в колхозах. Каждое звено вокруг трактора с четырьмя лобогрейками — это примерно 24 чел., если копнится хлеб, и человек 30 — 35, если вяжется в снопы. Руководство всей этой большой организационно-хозяйственной работой в колхозах должно лежать сейчас и на МТС, а не только на райкоме, райзо. Однако, на практике часто получается, что многие МТС правильно нажимают на комбайн и тракторы, но нажимают исключительно на комбайн и тракторы. А все, что касается подготовки уборки в колхозах, все что касается лобогрейки, жатки, — примерно 80% уборочной площади по зерновым культурам — все это почти выходит из поля зрения большей части директоров наших МТС. По опыту нашего края я думаю, что необходимо исправить эти ошибки многих директоров МТС и их заместителей по политчасти и выше поднять работу МТС в руководстве колхозами.
За недостатком времени не останавливаюсь на последнем вопросе, о котором я хотел сказать, на перестройке партийной работы в колхозах в условиях уборки. Речь идет об организации партийной и политической массовой работы в основных звеньях уборки в комбайновом агрегате, где работают 4 — 5 чел. при возке на грузовиках и человек 9—12 при возке зерна лошадьми. Мы должны в этот агрегат обязательно дать парторга. У молотилки работает 30 — 35 чел. при МК-1100 или 20 — 26 чел. при БДО; здесь надо сосредоточить большую политическую работу. Вокруг трактора с лобогрейками работают до 35 чел. при вязке всего хлеба в снопы и 20 — 24 чел. при копнении. В этих главных звеньях уборки укрепление политической массовой и организационной партийной работы в условиях уборки совершенно необходимо.
Правильно говорили товарищи, что успех уборки и всего с/х года, конечно, зависит от нас. Все дело в том, как мы будем работать и руководить. В нашем крае 1935 г. может быть и станет поворотным годом в решительном повышении урожайности и, значит, — гораздо более быстром нашем движении вперед в выполнении сталинского лозунга о зажиточной культурной жизни колхозников. До сих пор в этом отношении мы еще не сумели добиться решающих успехов в значительной части наших колхозов.
1* Выступление Р.И.Эйхе на июньском (1935 г.) пленуме ЦК ВКП(б) см.: РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 2. Д. 547. Л. 16-17.
2* Выступление М.А.Чернова на июньском (1935 г.) пленуме ЦК ВКП(б) см.: РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 2. Д. 547. Л. 3-8.