Постановление бюро Станиславского обкома КП(б)У «О провокационных убийствах граждан в Снятинском районе и фактах грубого нарушения революционной законности»

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1945.02.22
Источник: 
Украинские националистические организации в годы второй мировой войны. Том 2 1944-1945 Москва. РОССПЭН 2012 Стр. 568-570
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 42. Д. 570. Л. 10—12. Подлинник. Перевод с украинского языка.

г. Станислав   

22 февраля 1945 г.

ОСОБАЯ ПАПКА

к протоколу № 21

ПОСТАНОВЛЕНИЕ бюро обкома КП(б)У от 22—23 февраля 1945 г. п. 2. О провокационном убийстве граждан в Снятинском районе и фактах грубого нарушения законности (слуш. т. Староверов. Присутствовали - секретарь Снятинского РК КП(б)У — т. Пятун, нач. РО НКВД т. Столбов, ВО нач. РО НКГБ — т. Галий, райвоенком — т. Шахнович)

Проверка установила, что в Снятинском районе в селах: Русив, Стацево были допущены провокационные убийства членов красноармейских семей и факты грубого нарушения революционной законности.

Работники вспомогательного хозяйства областного управления НКГБ - Щербаков, Долгополов, Примаков под защитой и при прямом содействии директора вспомогательного хозяйства, члена ВКП(б) т. Ряскина - с июля 1944 года занимались систематическими пьянками, хулиганством, вооруженными грабежами и побоями граждан с. Русив.

В числе ограбленных и избитых были красноармейские семьи — Луцык Иллаш, Дидух Гапка, Пикула Мария. У них грабители отбирали одежду, продукты питания, требовали под страхом применения оружия водку. Награбленное имущество делили между собой, частично сдавали в общий фонд хозяйства.

Под видом борьбы с бандеровцами с целью провокации 14 ноября 1944 г. во дворе вспомогательного хозяйства по приказу райвоенкома т. Шахновича был расстрелян житель с. Русив — Луцык Иллаш — отец сына, погибшего на фронте борьбы с немецкими захватчиками. Присутствовали: начальник райотдела НКВД т. Столбов, начальник PB НКГБ т. Васильков не воспрепятствовали самосуду и, по сути, дали согласие на незаконный расстрел.

17 декабря 1944 г. работники вспомогательного хозяйства — Щербаков, Долгополов и Примаков прибыли в хату расстрелянного Луцика И. — стали грабить. За отказ отдать вещи грабители избили жену Луцика Иллаша — Луцик Елену, а ее дочку Луцик Ярыну — Долгополов отвел в ригу и расстрелял.

В селе Стецево 7 января 1945 г. старшина райвоенкомата — Олейников, в пьяном состоянии, выстрелом из винтовки убил 55-летнюю мать двоих сыновей-красноармейцев.

Начальник РО НКВД т. Столбов, зам. нач. РО НКГБ т. Галий проявили политическую беспечность, не изучив состав работников вспомогательного хозяйства. Зная о незаконных действиях директора вспомогательного хозяйства Ряскина, заместитель начальника РО НКВД т. Галий не проинформировал РК КП(б)У и сам не принял решительных мер по отношению к провокаторам.

Бюро обкома КП(б)У считает, что убийство, грабеж и избиения красноармейских семей работниками вспомогательного хозяйства — обл. УНКГБ и Снятинского райвоенкомата являются провокационными действиями против советской власти и грубым нарушением революционной законности.

Эти факты свидетельствуют об ослаблении работы РК КП(б)У в первичных парторганизациях РО НКВД и РО НКГБ, а также о недостаточной внутрипартийной работе в этих парторганизациях.

Бюро обкома КП(б)У — ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.    За преступные действия, которые выразились в отдаче приказа о расстреле ни в чем не повинных Луцика Иллаша, сын которого погиб на фронте, бытовой разврат и связь с вражеским элементом — райвоенкома т. Шахновича М.H., члена ВКП(б) с 1942 г. - из рядов ВКП(б) ИСКЛЮЧИТЬ и привлечь к суровой ответственности.

2.    За непредотвращение мер к противодействию расстрелу гражданина Луцика и нереагирование на сигналы о провокациях на действия работников вспомогательного хозяйства, в результате чего повторились убийства в этой семье — начальника РО НКВД т. СТОЛ БОВА из членов ВКП(б) ИСКЛЮЧИТЬ и отдать под суд.

3.    За покрытие фактов мародерства, побоев граждан, пьянки и бытовой разврат работников вспомогательного хозяйства, непринятие соответствующих мер к мародерам и участие в разделе награбленного имущества, за ложную информацию в вышестоящие органы — бывшего директора вспомогательного хозяйства обл. УНКВД — Ряскина Григория Ивановича, члена ВКП(б) с 1942 г., партбилет № 5405322, из членов ВКП(б) ИСКЛЮЧИТЬ и отдать под суд.

4.    Поручить облпрокурору т. Добротику дело на ШАНОВИЧА, СТОЛЕВА и РЯСКИНА закончить в 10-дневный срок.

5.    За ложную информацию партийных органов и за то, что не принял конкретных мер вскрытия провокационных действий работников вспомогательного хозяйства - И.О. начальника РО НКГБ т. Галлий ВЫНЕСТИ СТРОГИЙ ВЫГОВОР С ЗАНЕСЕНИЕМ В ЛИЧНОЕ ДЕЛО.

6.    По бывшему начальнику РО НКВД т. Василькову, принимая во внимание, что он в данный момент выехал за границы области, материал передать в партийную организацию по месту его работы.

7.    Принять к сведению заявление областного прокурора т. Добротина о том, что Долгополов, Приймаков арестованы и привлекаются к уголовной ответственности. Отправленный райвоенкомом Шахновичем в Красную Армию Щербаков — задержан в г. Львове.

8.    Начальнику областного УНКГБ т. Михайлову, начальнику областного УНКВД т. Завгороднему — указать на то, что с их стороны не было проведено, не проводится и сейчас нужных решительных мероприятий по борьбе с нарушителями революционной законности, мародерством нарушением дисциплины в райотделах НКВД-НКГБ.

9.    Указать Снятинскому РК КП(б)У и его секретарю Пятуну, что с его стороны не были применены необходимые меры по прекращению незаконных действий, и вместо сурового наказания преступников, им был допущен либерализм и мягкотелость при вынесении своего решения.

10.    Обратить внимание облвоенкома т. Сигулева, начальника политотдела т. Зотова на отсутствие суровой борьбы с нарушителями революционной законности и военной дисциплины работниками райвоенкоматов.

11.    Обязать начальника областного управления НКГБ т. Михайлова, начальника областного управления НКВД т. Завгороднего и облвоенкома т. Сигулева принять и претворить в жизнь соответствующие меры, которые бы обеспечили в райотделах НКВД, НКГБ, райвоенкоматах наведение боль-шевицкого порядка, повышение военно-чекистской дисциплины и больше-вицкой бдительности, провести систематическую решительную борьбу с нарушителями болыпевицкой законности, недисциплинированности, фактами мародерства и аморальных явлений.

12.    Обязать ГК, РК КП(б)У, начальника РО НКВД усилить политиковоспитательную работу среди работников аппарата НКВД, НКГБ и бойцов истребительных батальонов, направленную на повышение революционной бдительности, военной дисциплины, партийного роста каждого коммуниста, непартийного работника аппарата и личного состава истребительных батальонов.

13.    Бюро обкома КП(б)У обязывает ГК, РК КП(б)У и каждого коммуниста провести решительную непримиримую борьбу с фактами мародерства, присвоения государственной собственности, фактами нарушения революционной законности, партийной и государственной дисциплины.

14.    Обязать секретарей ГК, РК КП(б)У обсудить это решение на партийных собраниях во всех первичных парторганизациях не позднее 5 марта этого года.

Бюро обкома КП(б)У предупреждает, что по отношению к виновным в мародерстве, присвоении государственной собственности, нарушении партийной, государственной и военной дисциплины независимо от их положения, прошлых заслуг перед Отечеством, - бюро обкома КП(б)У будет применять самые решительные меры наказания, снимать с занимаемых должностей, исключать из партии и отдавать под суд197.

Секретарь Станиславского обкома КП(б)У    

М. Слонь

__________________________

197 Подобные случаи происходили и в других областях Западной Украины, что отражено в постановлении бюро Тернопольского обкома КП(б)У «О состоянии советской законности в области» 13 февраля 1945 г., постановлении заседания Бюро Станиславского обкома КП(б)У «Об антигосударственных проступках со стороны работников Городненковского райотдела НКВД» от 20 марта 1945 года (см.: РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 42. Д. 570, Л. 15—17, Д. 571. Л. 30—31). В попытке прекратить беззаконие Политбюро ЦК КП(б)У издало 21 марта 1945 г. постановление «О фактах грубого нарушения советской законности в западных областях УССР», в котором осуждались факты беззакония и насилия, имевшие место в Львовской, Тернопольской и Станиславской областях (см.: Літопись УПА. Новасерія. Т. 3. С. 146—149).