Письмо жены профессора Н.П.Макарова А.Ю.Макаровой В.М.Молотову с просьбой после освобождения мужа разрешить ему вернуться в Москву для научной работы. 29 мая 1935 г.
№ 193
Письмо жены профессора Н.П.Макарова А.Ю.Макаровой В.М.Молотову с просьбой после освобождения мужа разрешить ему вернуться в Москву для научной работы1*
Многоуважаемый Вячеслав Михайлович.
Обращаюсь к Вам в связи с наступающим освобождением моего мужа, профессора Н.П.Макарова. Н.П. арестован в 1930 г. и осужден на 8 лет по делу ТКП142 (срок заключения был сокращен постановлением ЦИКа СССР на 3 года). 25 июня с.г. срок заканчивается. В условиях заключения им закончен капитальный труд по вопросам экономики и организации социалистического животноводства. Параллельно он интенсивно работает над вопросами мировой экономики. Разрабатываемый им труд охватывает период за последние 100 лет. Не приходится говорить, что работа, требующая богатства иностранной литературы, не могла быть доведена до конца в условиях заключения, куда мне удавалось пересылать лишь случайные материалы.
Настоящим прошу учесть, что Н.П.Макаров является крупным экономистом, знающим иностранные языки и владеющим методами экономических и статистических исследований, и для рационального использования его сил прошу разрешить ему вернуться в Москву, где обеспеченный всеми условиями для серьезной научной работы он смог бы довести до конца начатые им труды143.
А. Макарова.
1* На документе имеется помета: «т. Ягоде. Молотов».
142 21 июля 1930 г. ОГПУ был арестован директор НИИ с/х экономии А.В.Чаянов, затем были арестованы такие известные ученые, как профессор Тимирязевской с/х академии, директор Конъюнктурного института Н.Д.Кондратьев, профессор Н.П.Макаров, член Президиума Земплана Наркомзема РСФСР, профессора А.Н.Челинцев, Л.Н.Литошенко и др. ОГПУ сообщило, что в стране была создана «кулацко-эсеровская контрреволюционная организация», созданная с целью подготовки вооруженной интервенции, свержения советской власти, реставрации капитализма. Всего по делу трудовой крестьянской партии (ТКП) в 1930 г. в стране было арестовано более 1 тыс. человек. В 1931 г. на открытом политическом процессе по делу Союзного бюро ЦК РСДРП (меньшевиков) ТКП упоминалась в связи с тем, что, якобы, существовало тайное соглашение между Союзным бюро, Промпартией и ТКП, которая взяла на себя организацию крестьянских восстаний, беспорядков в частях Красной Армии, снабжение восставших продовольствием и оружием. В январе 1932 г. коллегия ОГПУ рассмотрела дело руководителей ТКП. В соответствии с директивой Политбюро, высший срок наказания был установлен в 8 лет. Летом 1987 г. ВС СССР реабилитировал осужденных специалистов-аграрников и указал, что никакой ТКП не существовало.
143 Просьба А.Ю.Макаровой разрешить ее мужу, Н.П.Макарову, после освобождения из заключения возвратиться в Москву для продолжения научно-исследовательской работы была отклонена. Он был выслан в Воронежскую обл. (Вейделеевский район, зерносовхоз «Викторополь»), где в 1935 — 1940 гг. работал экономистом-плановиком, агрономом. Его семья жила в Москве. С 1940 по 1955 гг. Н.П.Макаров работал в Ворошиловградской (Луганской) обл. и только в 1955 г. вернулся в Москву {прим. Н. А. Меницкого).