Справка по показаниям члена центрального провода ОУН М.Д. Степаняка от 30 августа 1944 г. о связях ОУН-УПА с венграми

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1944.12.25
Источник: 
Украинские националистические организации в годы второй мировой войны. Том 2 1944-1945 Москва. РОССПЭН 2012 Стр. 481-483
Архив: 
ГА РФ. Ф. Р-9478. Оп. 1.Д. 399. J1. 98—100. Подлинник.

25 декабря 1944 г.

Совершенно секретно

Справка

по показаниям члена центрального провода ОУН — Стэпаняка

(по венгерскому вопросу)

Осенью 1943 г. мадьярские воинские части, дислоцировавшиеся на Волыни, после некоторых столкновений с отрядами УПА, вошли в соглашение с одним из отрядов и заявили командному составу, что хотят видеться с руководством УПА и наладить взаимоотношения мадьяр с УПА, поскольку они — мадьяры — не поддерживают политики немцев, направленной против украинцев, и не хотят бороться против УПА. В результате состоявшихся переговоров был заключен договор, по которому мадьяры обязались:

а)    не вести военных операций против УПА,

б)    не реквизировать у населения продукты питания, фуража.

УПА обязалась:

а)    не препятствовать мадьярам проводить добровольные закупки продуктов питания и фуража у населения для венгерской армии,

б)    разрешить им пользоваться лесом.

Тогда же состоялись переговоры между ОУН и представителями Главного командования Венгрии, которые начались в г. Львове и продолжались в г. Будапеште.

Со стороны УПА в переговорах принимали участие - Вредьона Евгений, доктор теологии - Гринех, Луцкий Мирон.

Со стороны Главного командования Венгрии участвовали - шеф Генерального штаба Шотаки (не точно) и другие офицеры высшего командного состава.

На совещании обсуждались вопросы:

1.    Международной политической ситуации;

2.    О перспективах войны СССР с немцами на востоке;

3.    Об «украинско-венгерских» взаимоотношениях;

4.    О возможности «польско-украинского» соглашения;

5.    О «немецко-украинских» отношениях;

6.    О положении ОУН и венгров на случай дальнейшего продвижения Красной Армии;

7.    О снабжении УПА оружием;

8.    Об эмиграции в Венгрию.

Оуновская делегация высказала мнение, что немцы войну на Востоке уже проиграли и проиграют ее вообще, в связи с этим на украинские земли придет Красная Армия, которая на Карпатах не остановится и попробует войти в долину реки Тиссы, и это обстоятельство может положить начало большевистской революции в Средней Европе, на которую СССР не перестал притязать.

«Украинский и мадьярский народы» стоят перед одной угрозой со стороны большевиков, что связывает их общим интересом против общего врага - СССР.

«Украинский народ настроен решительно оказывать сопротивление большевистской угрозе и в этой борьбе готов идти бок о бок с каждым народом, уважающим борьбу «украинского народа» за создание «самостоятельного украинского государства».

Мадьяры согласились с оценкой положения на Восточном фронте и с угрозой «большевизации» Средней Европы, они подтвердили высказанное «украинской» делегацией, что в лице большевиков имеют единого с «украинцами» врага. Они заинтересованы в создании «Украинского самостоятельного государства», и их искренним желанием является иметь с «Украиной» совместную границу. Они также намерены всеми средствами защищать свои границы от Красной Армии, в то же время не желают посылать свои войска для борьбы против Красной Армии на другие территории Востока.

Они также заявили, что взаимопонимание и сотрудничество между Венгрией и «украинцами» сыграло бы большую роль против большевистской «угрозы».

«Украинская делегация» а свою очередь проинформировала мадьяр, что «украинцы» имеют в виду вести антибольшевистскую борьбу самостоятельно, независимо от других государств, однако военные силы «украинцев» нуждаются в оружии и других военно-технических средствах, что является основным препятствием для расширения УПА до желательных размеров. Кроме того, учитывая факт наступления Красной Армии, необходимо заранее подготовить место для эмиграции «украинцев», которые вынуждены будут эмигрировать с занятием Красной Армией всей Украины и, следовательно, предоставлением им возможности проводить политическую деятельность.

Мадьяры на это ответили, что у них есть полное представление о поднятых вопросах об оружии и эмиграции, но что окончательный ответ на предложения «украинской делегации» они смогут дать после согласования с правительством, через дней 10, о чем сообщат «украинской делегации» в г. Львове через штаб войск180.

Со слов члена бюро центрального провода ОУН «Горбенко» Стэпаняк известно, что к «Г» в конце декабря 1943 г. и в начале января 1944 г. прибыл из Венгрии представитель Генерального штаба в чине майора или полковника с переводчиком и радистом. «Горбенко» показывал этому представителю воинские части УПА, склады с продовольствием и места, где имели в виду дислоцировать участников УПА в период прохождения фронта. Он ему также представил план борьбы УПА в советском тылу.

По вопросу о «немецко-украинских» отношениях мадьяры заявили, что им известно положение украинцев на оккупированной немцами территории и [они]

считают политику немцев по отношению к украинцам неправильной, и предложили свои услуги в посредничестве между немцами и «украинцами» и запросили, на каких условиях делегаты считают возможным достигнуть соглашения с немцами.

«Украинская делегация» на это ответила, что «украинцы» не верят в возможность изменения немецкой политики в вопросе Украины, кроме того, считают, что с Германией, как проигравшей войну, нет смысла заключать соглашения.

При этих же переговорах мадьяры также предложили свое посредничество в переговорах между поляками и ОУН. Они заявили, что придают большое значение такому договору и уверены, что их посредничество даст положительные результаты.

Представители ОУН ответили, что такие переговоры ведутся, но в связи с большими претензиями поляков с ними трудно договориться.

Оперуполномоченный] І-го отделения] І-го отдела ГУББ НКВД СССР

ст. лейтенант    

Григорьев

________________________

180    По показаниям, представитель «политотдела ОУН» по Ровенской области Лебедя Феофан Аксентьевич, политический руководитель куреня «Птах» группы «УПА-Север», «в Будапеште постоянно находится представитель “ОУН". В конце декабря 1943 г. Ровенский областной “провод ОУН-002” и группу “УПА”, именуемую “Север”, посетили представители Венгрии, в состав которых входил главарь Закарпатских националистов Волошин.

Эти представители венгерских правящих кругов знакомились с организацией “УПА” и состоянием ее продовольственного и материального обеспечения ... Венгры снабжают “ОУН-УПА” автоматическим оружием и боеприпасами» (ГА РФ. Ф. Р-9478. On. 1. Д. 399. Л. 96 об.).